Клинч Борис / Klinch Boris

Карикатурист, колажжист

 

Незаслуженно мало написано о родоначальнике своеобразного жанра советской карикатуры, сатирического фотомонтажа,— Борисе Григорьевиче Клинче. В «Крокодиле» печатались произведения знаменитого немецкого художника Джона Хартфильда, в творчество которого был влюблен молодой Клинч. Хартфильд — основоположник сатирического фотомонтажа в искусстве мировой карикатуры. Он впервые использовал документальную убедительность и образную выразительность фотографии, поставив ее на службу карикатуре.

 
Публицистический талант мастера в сочетании с художественной фантазией позволили ему сказать новое слово в искусстве. Творчество Хартфильда очень быстро завоевало популярность во всем мире и родило целый ряд последователей и учеников. У нас впервые серьезно занялся сатирическим фотомонтажом Борис Клинч. Самое ценное в его работе—высокоэмоциональная образность. В отличие от целого ряда подражателей Хартфильду, сделавших своим основным инструментом ножницы и ограничившихся механическим склеиванием фотографий, Клинч пошел по многотрудному, но плодотворному пути создания художественного образа, в основе которого лежит глубокая правда документальной фотографии, жизненный конфликт, в ней заключенный.
 
Вот, например, знаменитый фотомонтаж Бориса Григорьевича Клинча «Слезы пацифиста» («Крокодил», 1932), сделанный больше сорока лет назад и целиком сохранивший сою злободневность. На зрителя смотрит с монтажа некий пацифист с огромной головой. На словах он – глубоко оплакивает жертвы войны, а на деле проливаемые им слезы превращаются на глазах читателя в… бомбы, уничтожающие людей.
 
Мастерство композиции, умелое построение перспективы, закономерная пропорциональность включенных в монтаж фотографий, отсутствие следов ножниц и клея, а главное, яркость художественной мысли делают работы Клинча заметным явлением в искусстве карикатуры. Именно поэтому ряд его журнальных фотомонтажей вышел позднее в виде плакатов и открыток. Хочется напомнить еще фотомонтаж, посвященный одному из запевал всесоюзного социалистического соревнования знатному забойщику Никите Изотову. Художник показал его перед зеркалом, в котором отражается не один, а десятки Изотовых: «Кажется, еще недавно,— говорит Изотов,— я был один, а теперь сколько нас — Изотовых!» («Крокодил», 1934). Борис Григорьевич начал заниматься фотомонтажом только в конце своего творческого пути.
 
В течение многих лет он работал как художник-карикатурист в газете «Рабочая Москва» и в журналах «Красный перец» и «Крокодил». Преждевременная смерть не дала ему возможности еще ярче проявить свое дарование в этом оригинальном жанре, изобразительной сатиры. В «Крокодиле» печатались также запомнившиеся фотомонтажи А. А. Житомирского и В. Б. Корецкого.
 
http://community.livejournal.com/old_crocodile/114018.html
 


Leave a Reply

2 × five =