карикатура

(итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художественной стипизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К., составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы К. могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).

В более узком смысле К. — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524—26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16—18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития К. (русская К. 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст. Активная общественная роль К. сказывается и в формах её бытования — самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию — и типографский станок, К. распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих К. конца 18 — начала 19 вв., воздействие стиля «модерн» — в журнальной К. рубежа 19—20 вв., связь с экспрессионизмом — у ряда немецких карикатуристов 1910—20-х гг. и т. д. При этом К. представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами.

Самостоятельная эстетическая значимость К. была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию К. как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 — начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской К. Тогда же определилась специфическая для К. оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы К.-лубки Великой французской революции, английские «антинаполеоновские листы» и русские сатирические «народные картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные «портреты» крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.

В 19—20 вв. развитие К. тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия — труд, капитал, свобода — представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами — Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка К. участвовали художники немецкого журнала «Симплициссимус» (основан в 1896), русских журналов «Сатирикон» (1908—14) и «Новый Сатирикон» (1913—18).

В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в К. Революции 1905—07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты «Правда». Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К. политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910—20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).

В советском искусстве в первые годы Советской власти К. стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в «Окнах РОСТА») революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской К. — её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920—30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной К. Среди её мастеров — И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 К. как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в «Окнах ТАСС»). В послевоенный период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.

Лит.: Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура Германии 1848—1870 годов, М. — Л., 1931; Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. — Л.,1932; Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40—50-х годов XIX века, М., 1937; Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961: Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963; Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970], с. 129—136; Champfleury [Fleury-HussonJ.], Histoire de la caricature,…, [livres] 1—5, P., 1865—80; Fuchs Е., Die Karikatur der europäischen Völker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2. Aufl., Bd. 1—2, В., 1902, 3. Auf]., Bd 1—2, В., 1904: Hofmann, W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956.

Г. Ю. Стернин.

дополнительно см. статью Виппера о карикатуре

 

КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицат. сторон жизн. явлений или лиц; сатирическое или юмористич. изображение, дающее критич. оценку к.-л. определённым обществ.-политич. и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В К., составляющей специфич. область проявления комического в изобразит. искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния к.-л. социальных, обществ.-политич., бытовых явлений.

 
В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комич. эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой К. восходят к антич. художеств. культуре; позднее её можно видеть в ср.-век. искусстве, нар. творчестве, особенно в лубке. Методы К. могут быть использованы в разл. видах и жанрах искусства (напр., в плакате, газетной или журнальной графике). Карикатура. У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751. Карикатура. О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!».
 
Гравюра на дереве. 1834. В более узком смысле К. – особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся осн. формой изобразит. сатиры и обладающий ясной идейной социально-критич. направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных обществ. конфликтов, с эпохами наиб. активности нар. масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демокр. сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524 – 26 в Германии, Реформацией, первыми бурж. революциями 16 – 18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредств. связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетич. принципами фольклора, что характерно и для мн. позднейших этапов развития К. (рус. К. 1812 года, мекс. политич. графика 1910-х гг., кит. К. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная обществ. роль К. сказывается в формах её бытования – одних из самых массовых в изобразит. искусстве. Поставив себе на службу наиб. многотиражные виды графики – ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, К. распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собств. социальными разоблачит. задачами и своей образной спецификой, К. несёт и художеств.-стилевые черты своего времени. Самостоят. эстетич. значимость К. была впервые теоретически осмыслена в нач. 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й пол. 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы совр. ему англ. общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит. творчества. Вслед за Хогартом англ. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон. Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанр. сцены в особый тип театрализов. зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности.
 
Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались мн. характерные творч. приёмы европ. К. Тогда же определились специфич. для К. оперативность отклика на все крупные события обществ. и гос. жизни, междунар. политики: таковы К.-лубки Вел. франц. революции (1789 – 94), англ. «антинаполеоновские листы» и рус. сатирич. «нар. картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании рус. дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский. В сатирич. офортах Ф. Гот, бичующих исп. реакцию и мракобесие, зверства франц. оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художеств. воздействия. В 19 – 20 вв. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой, с передовой журналистикой и её социально-политич. устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творч. деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла гл. теме критич. реализма – отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибурж. пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политич. строя и обществ. жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирич. смысл сцены. Карикатура. Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно ТАСС» и газета «Правда». 1943. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов сер. 19 в. – «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революц.-демокр. борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в К. пришли иносказание, сатирич. сцены-аллегории, в которых собират. понятия – труд, капитал, свобода – представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ – «социальная маска» – то портрет-шарж, то собират. образ, воплощавший типич. черты господствующих классов. Таковы созданные франц. графиками – Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем. Карикатура. И. М. Семёнов. «Портрет дармоеда». Журнал «Крокодил». 1959. Домье и др. – обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирич. портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в рус. политич. графике, ставшей важным фактом обществ. жизни в годы Революции 1905 – 07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере).
 
Обострение социальной борьбы на рубеже 19 – 20 вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и К., а также появление профессиональных газетчиков-карикатуристов, в числе которых находились и мн. крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графич. языка К. участвовали также художники немецкого ж. «Симплициссимус» (основан в 1896), русского ж. «Сатирикон» (1908 – 14) и «Новый Сатирикон» (1913 – 1918). Карикатура. В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва. В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение обществ. сил. Так, в К. Революции 1905 – 07 в России наряду с общедемокр. борьбой за свободу получили выражение и социалистич. идеи, позже развитые политич. графикой дооктябрьской большевистской газ. «Правда». Большого напряжения и эмоц. остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнич. политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европ. К. оказала политич. графика бельгийце Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтич. патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910 – 20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дике, город Цилле в Германии, М. Лингнер, П. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии).
 
С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В сов. искусстве в первые годы Сов. власти К. стала составной частью разных видов агитац.-массового искусства. В сатирич. плакате (в т. ч. в -Окнах РОСТА») (М. М. Черамных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идей-но-художеств. принципы и стилистика сов. К. – её политич. активность, обращение к широчайшим нар. массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внеш. и внутр. врагов революции. В 20 – 30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисл. сатирич. журналы, ставшие центром развития проф. К. Среди её мастзров – И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко.
 
Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К., обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Вел. Отеч. войны 1941 – 45 К. как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотич. воспитании народа, в борьбе с фаш. агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитац. листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС»). В 50 – 80-х гг. расширился круг тем К., обращающейся к разл. сторонам междунар. и внутр. жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками . капитализма. Мастера сов. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Да-мадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистич. идеалы.
 
http://9rota.do.am/publ/1-1-0-12
 

Leave a Reply

19 + 14 =