Караваевы / Karavaevy

Карикатуристы, мультипликаторы

 
По странному совпадению Галина и Валентин Караваевы родились в один и тот же год — 1929-ый.
Как художники-карикатуристы родились в сатирическом журнале «Крокодил» в 1957 году.
Галина окончила Московский полиграфический институт, графическое отделение.
Валентин окончил Всесоюзный институт кинематографии, режиссерский факультет.
Оба художника работают как соавторы вот уже 40 лет. За эти годы опубликовали более 3500 карикатур, участвовали в 25-ти всесоюзных и 35-ти международных выставках: в Италии, Франции, США, Канаде, на Кубе, в ФРГ (Германии), Греции, на Кипре, в Японии, Бельгии, Югославии, Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии.
Работы Г. и В. Караваевых отмечены международными премиями, находятся в музеях России, СНГ и за рубежом.
Художники много работают над иллюстрированием произведений великого русского сатирика Салтыкова-Щедрина.
Работая в кино, Галина и Валентин Караваевы создали 25 анимационных фильмов. Их фильмы награждались дипломами и премиями на международных кинофестивалях.
Мечта Галины и Валентина Караваевых — поставить полнометражный фильм по произведению Салтыкова-Щедрина «История одного города.
 

Валентин Караваев о себе:

“Родился я 25-го августа 1929 года в селе Филиппово, Кировской обл., хотя сам родом из соседней деревни Огрызки.
В начале 30-х годов семья, в поисках работы, переехала в город Кунцево Московской обл. До войны 1941 года учился в школе, а в войну эвакуировался в Кировскую область в поселок Косино. Отец ушел на фронт и погиб под Ленинградом. После войны я вернулся в Москву. А в 1950 году ушел в армию. До армии я окончил Московскую художественную школу.

С детства мечтал о кино, в 1954-ом году я поступил работать на кинохронику. В 1957 году появилась реальная возможность заняться мультипликацией. При студии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» открылись курсы мультипликаторов. Я поступил на эти курсы. Почувствовав вкус к творчеству и самовыражению, я окончил курсы карикатуристов при журнале «КРОКОДИЛ» и курсы режиссеров при ГОСКИНО. То ли не хватило у меня таланта, то ли в отместку за мое творческое упрямство, дирекция студии не дала мне самостаятельно поставить фильм, хотя режиссерские курсы я окончил с ОТЛИЧИЕМ. Аргумент начальства (в глаза) — «У вас нет высшего образования», а за глаза, другим людям: «Из него никогда не выйдет режиссер», хотя на студии 90% режиссеров было либо со средним, либо и с того меньшим образованием, не говоря уже о специальном…
Желание к творчеству побудило меня в 35 лет поступить во ВГИК на режиссерский факультет, который в 1969-м году я успешно закончил. Проработав режиссером на студии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» с 1970 по 1995 год, я поставил 15 фильмов. Некоторые из них были отмечены на Всесоюзных и международных кинофестивалях. За 30 лет работы в газетах и журналах опубликовал свыше 2500 карикатур. Мои рисунки находятся во многих музеях мира. БЕЗ МОЕЙ ЖЕНЫ И СОАВТОРА я бы не сделал ни одного приличного рисунка, да и фильма тоже.”

Сергей Репьев

Караваев Валентин Александрович

режиссер анимационного кино

Родился 29 августа 1929 г. Окончил худ. школу в Москве. В 1959 г. окончил курсы художников-мультипликаторов при к/с “Союзмультфильм”, в 1960 г. — курсы карикатуристов при журнале “Крокодил”, в 1968 г. — факультет режиссуры мультипликации ВГИКа.
Сотрудничал с журналом “Крокодил”.
С 1969 г. — режиссер к/с “Союзмультфильм”, один фильм поставил на “Мульттелефильме”. Работал с художниками С.Алимовым, Г.Мелько, А.Савченко и другими.
В 1995 создал и возглавил к/с “Анимафильм” при Московском детском фонде.
Работал в жанрах карикатуры, живописи, керамики, иллюстрации, в т.ч. совместно в Г.А.Караваевой.
Заслуженный деятель искусств РФ (1997).
Автор книги сказок (1997).
Умер 11 декабря 2001 г.

Фильмы
(выборочно)
Режиссер
1969 Дед Мороз и лето (анимационный, СССР)
1969 Лабиринт (анимационный, СССР)
1970 Маленькие недоразумения (анимационный, СССР)
1971 Три квитанции (анимационный, СССР)
1971 Урок не впрок (анимационный, СССР)
1972 Просчитался (анимационный, СССР)
1973 Юморески (анимационный, СССР)
1977 Зайчонок и Муха (анимационный, СССР)
1977 Мелочи жизни (анимационный, СССР)
1979 Премудрый пескарь (анимационный, СССР)
1980 Неожиданные победители (в к/а Фитиль № 227) (анимационный, СССР)
1980 Отражение (анимационный, СССР)
1982 Последняя охота (анимационный, СССР)
1984 Возвращение блудного попугая (анимационный, СССР) в ф. 1-м, 3-м
1987 Му-Му (анимационный, СССР)
1991 История одного города. Органчик (анимационный, СССР)
1996 Лягушка-путешественница (анимационный, Россия)

Сценарист
1962 Клубок (в к/а Фитиль № 2) (анимационный, СССР) автор сценария совм. с В. Капнинским
1963 Гром и молния (в к/а Фитиль № 17) (анимационный, СССР) автор сценария совм. с Г. Караваевой, В. Капнинским
1970 Маленькие недоразумения (анимационный, СССР) автор сценария
1971 Себе дороже (в к/а Фитиль № 105) (анимационный, СССР) автор сценария совм. с Г. Караваевой, В. Капнинским
1971 Три квитанции (анимационный, СССР) автор сценария
1973 Юморески (анимационный, СССР) автор сценария
1977 Мелочи жизни (анимационный, СССР) автор сценария
1977 Путь к истине (в к/а Фитиль № 185) (анимационный, СССР) автор сценария
1980 Отражение (анимационный, СССР) автор сценария

Источник: Энциклопедия отечественного кино

 

ТАИНСТВЕННЫЕ «Г» И «В»

 

Нельзя сказать, что я познакомился с Караваевыми давно. Но карикатуры их помню еще со студенческих лет, ког­да, учась в Строительном институте, со­чинял «капустники» и внимательно присматривался к сатирическому жан­ру. И вот однажды в журнале «Кроко­дил» меня очень рассмешила одна карикатура. Подписана она была «Г» и «В» Караваевы. Кто они, таинствен­ные «Г» и «В»? Братья? Сестры? Одно­фамильцы?.. Карикатуры Г. и В. Кара­ваевых продолжали появляться. И каждый раз, вдоволь отсмеявшись, я задавал себе вопрос: кто они?! кто?! Наконец спустя много лет я познако­мился с Караваевыми лично. Оказыва­ется, они — муж и жена, Галина и Ва­лентин. Милые, добрые, талантливые… Все делают вместе — думают, рисуют, путешествуют. У них есть даже общий сын. И… множество других «детей»: рисунков, карикатур, графических и живописных полотен, забавных дере­вянных скульптур, масок, собачек из лоскутков и пуговиц… всего не пере­числить. Стены их квартиры не умеща­ют всего богатства. Очевидно, поэтому многие их работы можно увидеть на разнообразных выставках и конкурсах карикатуры. И вот результат: Карава­евы— участники более тридцати пяти международных и двадцати пяти все­союзных выставок. Их работы удостаи­вались главных призов в Болгарии, Италии, Канаде, Японии, Франции, на Кубе. Люди смеялись. И задумыва­лись. Темы художников: мир и война, разобщенность людей в нашем мно­голиком мире, ответственность каж­дого за судьбу всех… Когда смотришь рисунки,  понимаешь:  Галина  и  Вален-

тин не просто милые и добрые люди, они художники с большим чувством гражданской ответственности, умею­щие глубоко осмыслить проблемы нашего беспокойного времени и чут­ко отреагировать на них, рисуя и фи­лософски лирично и сатирически ост­ро. Помню, как однажды Валентин сказал мне, что истинный художник подобен птице канарейке, которую шахтеры брали в шахту, когда еще не было приборов для обнаружения взрывоопасных газов. По поведению канарейки шахтеры судили об опасно­сти. Поет канарейка — все в порядке. Молчит — тревога. Нередко птица по­гибала, тем самым спасая жизнь лю­дям…

Мы с Валентином Караваевым уже были немного знакомы, когда случай свел нас в Доме творчества. Как-то вечером он зашел ко мне выпить чаю. Он рассказывал про свое, я — про свое. Потом мы заговорили вме­сте, перебивая друг друга. А это уже сигнал. Это — искра. Возник душевный контакт. Результат — несколько мульт­фильмов. Ведь Валентин Караваев еще и режиссер мультипликационного кино. Говоря «Валентин Караваев», я, естественно, говорю и «Галина Кара­ваева». Все, что делается одним, де­лается двумя. Даже если имя и не стоит в титре.

Я рад, что познакомился с таинствен­ными «Г» и «В» Караваевыми. И мне радостно, что такую возможность по­лучат читатели этого альбома. Считаю, что нам всем повезло)

 

Александр Курляндский.

ТАИНСТВЕННЫЕ «Г» И «В»
 
Нельзя сказать, что я познакомился с Караваевыми давно. Но карикатуры их помню еще со студенческих лет, ког¬да, учась в Строительном институте, со¬чинял «капустники» и внимательно присматривался к сатирическому жан¬ру. И вот однажды в журнале «Кроко¬дил» меня очень рассмешила одна карикатура. Подписана она была «Г» и «В» Караваевы. Кто они, таинствен¬ные «Г» и «В»? Братья? Сестры? Одно¬фамильцы?.. Карикатуры Г. и В. Кара¬ваевых продолжали появляться. И каждый раз, вдоволь отсмеявшись, я задавал себе вопрос: кто они?! кто?! Наконец спустя много лет я познако¬мился с Караваевыми лично. Оказыва¬ется, они — муж и жена, Галина и Ва¬лентин. Милые, добрые, талантливые… Все делают вместе — думают, рисуют, путешествуют. У них есть даже общий сын. И… множество других «детей»: рисунков, карикатур, графических и живописных полотен, забавных дере¬вянных скульптур, масок, собачек из лоскутков и пуговиц… всего не пере¬числить. Стены их квартиры не умещают всего богатства. Очевидно, поэтому многие их работы можно увидеть на разнообразных выставках и конкурсах карикатуры. И вот результат: Караваевы— участники более тридцати пяти международных и двадцати пяти все¬союзных выставок. Их работы удостаи¬вались главных призов в Болгарии, Италии, Канаде, Японии, Франции, на Кубе. Люди смеялись. И задумыва¬лись. Темы художников: мир и война, разобщенность людей в нашем мно¬голиком мире, ответственность каж¬дого за судьбу всех… Когда смотришь рисунки,  понимаешь:  Галина  и  Вален-
тин не просто милые и добрые люди, они художники с большим чувством гражданской ответственности, умеющие глубоко осмыслить проблемы нашего беспокойного времени и чутко отреагировать на них, рисуя и философски лирично и сатирически остро. Помню, как однажды Валентин сказал мне, что истинный художник подобен птице канарейке, которую шахтеры брали в шахту, когда еще не было приборов для обнаружения взрывоопасных газов. По поведению канарейки шахтеры судили об опасно¬сти. Поет канарейка — все в порядке. Молчит — тревога. Нередко птица по¬гибала, тем самым спасая жизнь людям…
Мы с Валентином Караваевым уже были немного знакомы, когда случай свел нас в Доме творчества. Как-то вечером он зашел ко мне выпить чаю. Он рассказывал про свое, я — про свое. Потом мы заговорили вме¬сте, перебивая друг друга. А это уже сигнал. Это — искра. Возник душевный контакт. Результат — несколько мультфильмов. Ведь Валентин Караваев еще и режиссер мультипликационного кино. Говоря «Валентин Караваев», я, естественно, говорю и «Галина Кара¬ваева». Все, что делается одним, де¬лается двумя. Даже если имя и не стоит в титре.
Я рад, что познакомился с таинствен¬ными «Г» и «В» Караваевыми. И мне радостно, что такую возможность по¬лучат читатели этого альбома. Считаю, что нам всем повезло)
 
Александр Курляндский.
 

Leave a Reply

eight − seven =