Исмаилов Фарид / Ismayilov Farid

Карикатурист

 

Родился в районе Gabrail в 1988 году. Окончил  колледж искусств имени А. Азимзаде. Участник Выставок и конкурсов карикатуры в Республике. Член Объединения Карикатуристов Азербайджана с 2006 года. Член Азербайджанской группы в FECO (Федерация Организаций Карикатуристов).

 

2007

 

 

He was born in Gabrail district in 1988. He is a stu-dent of the College of Arts named after A.Azimzadeh. He takes an active part in the Republic exhibitions. He is the member of Azerbaijan Cartoonists’ Union since 2006. He is the member of Azerbaijan group in FECO (FEderation of Cartoonists Organisations).

 

Талантливый художник Наджафкули Исмайлов

Абдуллаев Вюгар Сардар оглы, аспирант Академии художеств Азербайджанской Республики.

Заслуженный деятель искусств, художник Наджафкули Абдулрагим оглы Исмаилов является одним из талантливых художников Азербайджана. Окончив художественную  школу  имени Азима Азимзаде, Наджафкули нарисовал портрет под названием «Казнь Насими». Эта картина в будущем была написана заново к юбилею великого поэта.  Он пришел в изобразительное искусство в начале 40-ых годов прошлого столетия. Как у многих его современников, в суровые военные годы в его творчестве большое место занимали портреты, посвященные героям войны. «Прощание», «Герой Советского Союза, генерал-майор Ази Асланов», «Герой Советского Союза летчик Адил Кулиев» и другие портреты говорят о непобедимости и героизме советского человека.

Наджафкули Исмаилов и послевоенные годы продолжает  рисовать в портретном жанре.

Его глубокое знание истории Азербайджана помогает создавать исторических героев. Первым его историческим портретом стал портрет Фатали хана Кубинского. Перед нами предстает мудрый государственный деятель, занятый решением сложных государственных проблем свого времени. Фатали хан изображен во весь рост на фоне мирного городского пейзажа, пронизанного чистым утренним воздухом [4].

Портрет известной поэтессы и государственного деятеля Натаван производит на зрителя неизгладимое впечатление. Позади поэтессы изображен павлин как символ гордости и мужества самой Натаван.
Классическая и народная музыка Азербайджана всю жизнь вдохновляли художника. Музыка толкнула художника на создание портрета великого азербайджанского композитора, создателя  первой оперы на востоке Узеира Гаджибекова. Он изображен около рояли и занят созданием оперы «Короглы».
Далее он создает  полифигурные композиционные портреты, такие как «Обыск в квартире Машади Азизбекова» (один  из 26-ти Бакинских комиссаров), «В издательстве журнала Мола Насреддин» и другие. Он неустанно создает портреты великих ученых, поэтов, художников, писателей. С огромной любовью был создан портрет Самеда Вургуна, великого азербайджанского поэта. Одновременно он пишет статью  под названием «Кто тебя забудет», которую с репродукцией портрета с А.Фадеевым помещает в газете «Баку». Здесь же приводит строки из стихов поэта:
«Да, голова твоя седа,
Поэт. Но это не беда,-
Ни женщина, что ты любил,
Ни Родина, чьим сыном был,
Те двое, для кого сгорел ты,
Пусть голова твоя седа,  
Тебе не скажут никогда
Поэт, как рано постарел ты».
В то время в живописи, как и в других областях искусства, царил «жесткий стиль» и Наджафкули создал несколько картин вопреки этому стилю. «Колхозница», «Портрет чабана Аслана Нуриева», «Колхозники» являются продуктами этих лет. Но, одно можно твердо сказать, каким бы жестким ни был стиль, Наджафкули всегда был верен своему стилю – народному, национальному.
В музее искусства Азербайджана сохранилось немало портретов, созданных им в разные годы: портрет Имамеддина Насими, Джалила Мамедкулизаде, Мирза Алекбер Сабира, Абдулла Шаига, Хейран ханум  и  другие.
Как-то побывавший в мастерской художника  журналист обратил внимание на книжные полки, переполненные  книгами, Когда он спросил об этом автора, то ответ был примерно таким: «Я всегда читаю классиков, особенно Джалила Мамедкулизаде и Мирза Алекбер Сабира. Я считаю их своим учителями, ведь именно с их помощью и благодаря их произведениям я стал художником, особенно в области сатирической графики».
Да, талантливый художник Наджафкули Исмаилов в живописи создал немало портретов, но он также любил рисовать пейзажи, о особенно море. Он любил музыку, поэзию. Благодаря дочери известного художника, в личном архиве художника нам удалось найти стихи, написанные им, но нигде не опубликованные, которые еще раз подчеркивают  всесторонний талант художника. Они посвящены общечеловеческим ценностям – любви, дружбе, преданности друзьям. «Мать», «Материнская любовь», «Другу Камалу» раскрывают нам трепетную душу поэта. Наджафкули Исмаилов творил в разных жанрах – портретном, графическом (особенно в жанре сатирической графики), создавал дружеские шаржи, рисовал карикатуры. В зрелые годы он увлекался еще более точным жанром живописи – гальваникой и гальванопластикой.
Карикатуры Наджафкули  после портретного жанра открыли второй дар художника. Они охватили печальные 38-ые годы прошлого столетия и постепенно шаг за шагом поднялись до проблем нынешних дней.   
Сатирическая графика, шаржи и карикатуры прославили художника не только на родине – в бывшем Советском Союзе, но и далеко за рубежом. В газете « Бакинский рабочий» от 26 ноября 1981 года читаем интервью журналиста В.Татаринцева, который пишет о выставке Наджафкули Исмаилова: «В Москве, в выставочном зале кинотеатра «Фитиль» открылась выставка сатирических работ заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР Наджафкули Исмайлова». Далее журналист приводит цитаты из книги отзывов. Народный художник  СССР Борис Ефимов: «Выставка Наджафкули – радостное событие в культурной жизни столицы. Талант художника, мастерство, зоркость видения, глубоконациональная окраска его сатирического творчества создают чудесный сплав многогранного и умного искусства» 
«Наджафкули! Твоя выставка – живой родник. Спасибо тебе за свежее, пронизанное  морской стихией искусство» – писал Мануил Семенов
 Дружеские шаржи всегда печатались на страницах известного журнала «Кирпи» («Еж») Они были приурочены  к памятным событиям и юбилеям известных деятелей искусства. Самед Вургун, Сулейман Рустам и многие другие попали под кисть  неутомимого художника. Они  смешны и в то же время на них невозможно обидеться. Тонкое чувство юмора и прекрасное понимание человеческой психологии помогают ему создавать дружеские шаржи. Сатирическая графика – это бич художника, которым он поражает негативные стороны советского общества – взяточничество, бюрократию. 
«Я впервые побывал в Баку в 1921 году. Тогда и Наджафкули не видел, а типы старого Баку видел. А сейчас я вижу на этой выставке и  Наджафкули, и типы старого Баку» – пишет народный художник СССР Иван Семенов.
Да, Наджафкули Исмаилов создал такой альбом – «Типы старого Баку» и этот альбом, его персонажи побывали не только в Москве, но и в Болгарии, ГДР, Польше, Италии и странах Арабского Востока.
 Особое место в творчестве Наджафкули занимает альбом «Старый Баку». Художник-искусствовед М.Литвин писал: «В графическом цикле «Старый Баку» сатира сменяется юмором. Создавая галерею типов и пейзажные зарисовки этой серии, художник рассчитывает не на разящий смех, а на доброю улыбку зрителей. Со вкусом и тактом исполненные дружеские шаржи на товарищей по искусству, нарисованные и в форме скульптурных портретов»[5]. Вот один из графических табло – «Продавец дров» Перед нами предстает 7 -8-летний парень, который вынужден продавать дрова  с утра пораньше, чтобы заработать на кусок хлеба. Тогда как его богатые сверстники спят в своих теплых постелях, этот бедный мальчик  тащит ношу непосильную его детским годам. А вот еще одни типы Старого Баку – двое мужчин на осле. Один из них мулла. Он направляется на похороны. У него очень довольное выражение лица, он радуется, что пойдет и будет читать свои проповеди глупым людишкам, а взамен получит огромное вознаграждение. Осел, на котором сидит мулла, опечален. Даже он понимает всю драматичность ситуации. Типы старого Баку показывают нам время, в котором жили эти гнилые для общества люди. Женщины в старом Баку ходят в чадрах. Они не играют никакой роли в общественной жизни города. Они живут в затворничестве. Эта их участь. Богатство переплетается с бедностью, мораль с аморальностью, глупость с  хитростью. И все это изображено ярким красками, как будто зритель это наблюдает сейчас. Вот в этом и заключается изюминка Наджафкули.
Огромную роль в его развитии как художника сатиры, создателя карикатур сыграл сатирический журнал «Кирпи» (Еж) Народный художник СССР Микаил Абдуллаев писал: «Вот уже 30 лет широкая масса любителей сатирического рисунка в нашей республике, да и за  ее пределами достаточно хорошо знает и любит Наджафкули, талантливого мастера жанра. Его сатирическое рождение на редкость точно совпадает с днем рождения журнала «Кирпи» (Еж) [1]. Карикатуры  мастера затронули как городской быт, так и деревенскую жизнь. Отношения между простыми колхозниками и директорами колхоза, между агрономами и председателями, попытки пользоваться служебной лестницей для диктовки своих правил, равнодушное отношение председателей к государственной собственности, поиски  выгоды  и наживы людей, занимающих высокие посты, толкнули  Н. Исмаилова своей кистью выставить на оценку наблюдательного зрителя все отрицательные стороны быта. Городская жизнь устроена иначе, но и здесь царит бюрократия, ханжество. Богатые родители покупают своим детям школьные аттестаты, в то время как эти дети ведут праздную и разгульную жизнь. Мало того, эти же родители бесстыжим образом пытаются своих тупиц «просунуть» в институты. Отношениям  между секретаршей и директором Наджафкули выделил особое место. Глупые директора часто становятся жертвами хитрых секретарш, которые манипулируют ми и ведут двойную жизнь. Эти реалии существуют и в наше время, что делает работы мастера актуальными и сейчас.
Выставка сатирических произведений художника демонстрировалась не только в больших городах и за рубежом. С огромной любовью встречали картины и в разных регионах республики. Заслуженный деятель искусств, главный режиссер Шекинского драматического театра им. С. Рахмана Г. Атакишиев пишет о выставке художника в Шеки. Свою статью он назвал «Экспонаты музея смеха». «Зоркий глаз художника подмечает в окружающем все то, что мешает движению вперед, клеймит антиподов нашего общества, выставляет на показ их отрицательные черты» [2].
Почти полвека художник экспонировал свои произведения на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. «Творческие успехи Наджафкули в различных видах и жанрах азербайджанского изобразительного искусства –  станковой живописи и графике, книжной иллюстрации и карикатуре, скульптуре малых форм и гальванопластике, юмористических  рисунках выдвинули его в первые ряды ведущих мастеров кисти и резьбы в нашей республики»- писал  в 1982 году П.Гаджиев, доктор-искусствовед в статье «Сатира, юмор в красках» [3].
Да, огромен творческий потенциал Наджафкули Исмаилова. Благодарные зрители, любители искусства с большим уважением и любовью чтят память заслуженного деятеля искусств Наджафкули Абдулрагим оглы Исмайлова.
 
Литература.
 
1. Абдуллаев М. «Мастер сатиры» газета «Бакинский рабочий» 13 августа 1982.
2. Атакишиев Г. «Экспонаты музея смеха» газета «Бакинский рабочий» 13 августа 1983.
3. Гаджиев П. «Сатира, юмор в красках» газета «Вышка» 19 августа 1982.
4. Дашевский Ю. «Забытый жанр» газета «Баку» 27 января 1987.
5. Литвин М.»Три лика художника» газета «Бакинский рабочий» 29 января 1978.
6. Исмайлов Н. «Кто тебя забудет?» газета «Баку» 27 сентября 1976.
7. Татаринцев В. «Палитра художника сатирика» газета «Бакинский рабочий» 26 ноября 1981.
 
Поступила в редакцию 29.10.2008 г.
 
http://www.jurnal.org/articles/2008/iskus6.html
 

Leave a Reply

nine − one =