Искусство или смерть

Ростов-На-Дону, Россия

«Искусство или смерть»

(первоначально, в 1987—1988 гг., — Группа «ЖУПЕЛ») — товарищество (арт-группа) ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. С. Тер-Оганьяном в сентябре 1988 года. Одно из самых ярких художественных объединений перестроечных лет.

Первоначальное название товарищества «Искусство или смерть» — Группа «ЖУПЕЛ» (1987—1988).

«Однажды в художественных мастерских на Университетском у Валерия Ивановича Кульченко был праздник. Принесли два рюкзака „Алазанской долины“ и стали её пить. Вася Слепченко захотел показать всем кружочки от банок на своей спине. Он порвал рубашку, потом майку и показал. Праздник продолжался. Время от времени кто-нибудь кричал: „Кружочки!“, и Вася показывал. Было очень весело. Звонили в колокол, бросали с этажа гирю. Юрий Леонидович Шабельников пел красивым голосом казачьи песни, а старый Валерий Иванович Кульченко стоял перед ним на коленях и плакал» — Максим Белозор, «Волшебная страна».

Происходило это в 1988 и именно на этой пьянке и было провозглашено создание Товарищества художников «Искусство или смерть». И когда всей компанией пошли «на яму» за очередной порцией «Алазанской долины», поход этот сопровождался чем-то типа пионерской речовки, когда Тер-Оганьян выкрикивал: — Искусство! А ему хором отвечали: — Или смерть!

Бо́льшая часть входящих в Товарищество «Искусство или смерть» художников являлась студентами или выпускниками Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова.

Первая официальная выставка художников, вошедших в товарищество, а также к ним примкнувших состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге в ДК завода «Прибой», т. н. «Однодневная выставка». В арт-среде художников, музыкантов, литераторов, обитавших рядом с товариществом, материализовалась легендарная ростовская группа «Пекин Роу-Роу» (лидер и основная движущая сила — Сергей Тимофеев).

Осенью 1988 года основные участники группы перебрались в Москву, где до 1991 года продолжали выступать под этим названием. Постепенно ядро московской группы перестало использовать название «Искусство или смерть» для собственной идентификации — группа прекратила своё существование.

В 1991 г. А.Тер-Оганьян возглавил основанную им же арт-галерею (сквот) в Трёхпрудном переулке, где активно выставлялись и все основные фигуранты товарищества «Искусство или смерть».

В сентябре 2006 года в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) состоялась выставка «Искусство или смерть. Двадцать лет спустя». Участники — Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян, Юрий Шабельников, Александр Сигутин.

Примечательный факт: за «отчётные» 20 лет православный фундаментализм в южно-российском формате окреп до такой степени, что данная выставка спровоцировала в Ростове-на-Дону реакцию, несоизмеримую с реакцией города на выходки художников в 80-х годах прошлого столетия. Сигутин был избит, в адрес музея поступали угрозы со стороны местных руководителей церкви, несколько работ пришлось снять с экспозиции, дабы избежать провокаций со стороны агрессивно настроенных ортодоксов.

В сентябре 2009 года в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства состоялась ретроспективная выставка «Товарищество «Искусство или смерть».

Цитаты:

То, что они делали в Ростове в конце 1980-х, было в духе времени: так писали в Италии „трансавангардисты“, так писали в Германии „новые дикие“, так писали в Ленинграде „новые художники“. Их панковский драйв вкупе с перестроечным попустительством властей пробивал все стены — вскоре они уже выставлялись в областном Музее изобразительных искусств. После чего отправились покорять Москву, влившись наряду с киевлянами и одесситами в накрывшую её в начале 1990-х „южнорусскую волну“. А. Толстова, «Коммерсантъ», 2009

Возьмем теперь «Искусство или смерть». Тут у нас, правда, с Тер-Оганяном были разные цели. Я хотел альтернативу выстроить, а он считал, что надо примкнуть к единому мировому искусству, войти в него. Цель выполнена: вошел, растворился, стал одним из деятелей мирового искусства, чем сейчас недоволен. Говорит, все прогнило, надо выстраивать альтернативу. Только её надо было в 88-м году начинать выстраивать. Не понимали, думали, что это у нас все плохо, а там, наоборот, хорошо.М. Немиров, «Русский Журнал», 2011

Участники

В число членов товарищества в разное время входили:

  • М. А. Белозор — писатель, художник
  • Ральф Вюрфель — славист, фольклорист, полномочный представитель Товарищества в ГДР
  • А. В. Кисляков — художник
  • Н. А. Константинов (1961—2006) — художник, музыкант
  • В. Н. Кошляков — художник
  • В. Э. Лисовский — соратник
  • М. М. Немиров (1961—2016) — поэт, теоретик
  • Гузель Салаватова — импресарио
  • Ю. А. Палайчев — художник
  • А. В. Сигутин — художник
  • В. Р. Слепченко (1960—1991) — художник
  • Л. А. Стуканов (1947—1998) — художник
  • А. С. Тер-Оганьян — художник, вождь, теоретик, организатор всех побед
  • С. А. Тимофеев (1959—1993) — художник, карикатурист, литератор, композитор, певец, работник телевидения
  • Ю. Л. Шабельников — художник

 

Источник: Wikipedia, 2010


Добавить комментарий

семь − шесть =

Art or Death

Rostov-On-Don, Russia

“Art or Death”

(originally, in 1987-1988, the Group “ZHUPEL”) is a partnership (art group) of Rostov (Rostov-on-Don) and Taganrog artists, founded by A. S. Ter-Oganyan in September 1988. One of the most striking artistic associations of the perestroika years.

The original name of the Art or Death partnership was the Group “ZHUPEL” (1987-1988).

“Once in the art workshops at the University Valery Ivanovich Kulchenko had a holiday. They brought two backpacks of “Alazani Valley” and began to drink it. Vasya Slepchenko wanted to show everyone the circles from the cans on his back. He tore his shirt, then his T-shirt and showed it. The celebration continued. From time to time someone shouted: “Circles!“, and Vasya showed it. It was a lot of fun. They rang the bell, threw weights from the floor. Yuri Leonidovich Shabelnikov sang Cossack songs in a beautiful voice, and old Valery Ivanovich Kulchenko knelt in front of him and cried” — Maxim Belozor, “Magic Country”.

It happened in 1988 and it was at this drunkenness that the creation of the Art or Death Artists’ Association was proclaimed. And when the whole company went “to the pit” for another portion of the “Alazani Valley”, this campaign was accompanied by something like a pioneer speech, when Ter-Oganyan shouted: – Art! And they answered him in chorus: — Or death!

Most of the artists included in the Art or Death Partnership were students or graduates of the M. B. Grekov Rostov Art College.

The first official exhibition of artists who joined the partnership, as well as those who joined them, took place on March 19, 1988 in Taganrog at the recreation center of the Priboy plant, the so-called “One-day exhibition”. In the art environment of artists, musicians, writers who lived next to the partnership, the legendary Rostov group “Beijing Row-Row” materialized (the leader and the main driving force is Sergey Timofeev).

In the fall of 1988, the main members of the group moved to Moscow, where they continued to perform under this name until 1991. Gradually, the core of the Moscow group stopped using the name “Art or Death” for its own identification — the group ceased to exist.

In 1991, A.Ter-Oganyan headed the art gallery (squat) founded by him in Trekhprudny Lane, where all the main figures of the Art or Death partnership were actively exhibited.

In September 2006, the Museum of Modern Fine Arts on Dmitrovskaya (Rostov-on-Don) hosted the exhibition “Art or Death. Twenty years later.” Participants — Valery Koshlyakov, Avdey Ter-Oganyan, Yuri Shabelnikov, Alexander Sigutin.

A remarkable fact: over the “reporting” 20 years, Orthodox fundamentalism in the South Russian format has grown stronger to such an extent that this exhibition provoked a reaction in Rostov-on-Don incommensurable with the reaction of the city to the antics of artists in the 80s of the last century. Sigutin was beaten, the museum received threats from local church leaders, several works had to be removed from the exhibition in order to avoid provocations from aggressively minded Orthodox.

In September 2009, a retrospective exhibition “Art or Death Partnership” was held at the State Museum of Modern Art of the Russian Academy of Arts as part of the 3rd Moscow Biennale of Contemporary Art.

Quotes:

What they did in Rostov in the late 1980s was in the spirit of the times: that’s how the “trans-avant-gardists” wrote in Italy, that’s how the “new wild” wrote in Germany, that’s how the “new artists” wrote in Leningrad. Their punk drive, coupled with the perestroika connivance of the authorities, broke through all the walls — soon they were already exhibited at the Regional Museum of Fine Arts. After that, they went to conquer Moscow, joining along with the Kievans and Odessans in the “South Russian wave” that covered it in the early 1990s. A. Tolstova, Kommersant, 2009

Let’s take “Art or Death” now. Here, however, Ter-Ohanyan and I had different goals. I wanted to build an alternative, but he believed that it was necessary to join the unified world art, to enter it. The goal is fulfilled: I entered, dissolved, became one of the figures of world art, which I am dissatisfied with now. He says everything is rotten, we need to build an alternative. Only it was necessary to start building it in the 88th year. They did not understand, they thought that everything was bad with us, but there, on the contrary, it was good.M. Nemirov, “Russian Magazine”, 2011

Participants

The number of members of the partnership at various times included:

  • A. Belozor — writer, artist
  • Ralph Wurfel — Slavist, folklorist, authorized representative of the Partnership in the GDR
  • V. Kislyakov — artist
  • A. Konstantinov (1961-2006) — artist, musician
  • N. Koshlyakov — artist
  • E. Lisovsky — associate
  • M. Nemirov (1961-2016) — poet, theorist
  • Guzel Salavatova — impresario
  • A. Palaichev — artist
  • V. Sigutin — artist
  • R. Slepchenko (1960-1991) — artist
  • A. Stukanov (1947-1998) — artist
  • S. Ter-Oganyan — artist, leader, theorist, organizer of all victories
  • A. Timofeev (1959-1993) — artist, cartoonist, writer, composer, singer, television worker
  • L. Shabelnikov — artist

 

Reference: Wikipedia, 2010


Leave a Reply

four + 17 =