Grosz George

Berlin, Germany; New York, United States

26 07 1893 - 06.07.1959

Живописец, график, карикатурист, преподаватель

Жорж Грос (нем. George Grosz, собственно Георг Эренфрид Гросс, нем. Georg Ehrenfried Groß, 26 июля 1893, Берлин – 6 июля 1959, там же) – немецкий живописец, график и карикатурист.
Учился изобразительному искусству в Дрездене и Берлине. В 1912 – 1913 годах был в Париже, познакомился с новейшим искусством, открыл для себя графику Домье и Тулуз-Лотрека. В 1914 году записался в германскую армию добровольцем, был госпитализирован в 1915 году и демобилизован, освобождён от военной службы в 1917 году. По склонностям и привычкам был денди, авантюристом, прожигателем жизни. В 1916 году изменил имя и фамилию из романтической любви к Америке, которую знал по романам Фенимора Купера (его друг и соавтор Хельмут Херцфельд взял себе псевдоним Джон Хартфилд, под которым позже и прославился как мастер сатирического фотомонтажа). В 1918 году Грос стал одним из основателей берлинской группы дадаистов. Участвовал в восстании спартакистов 1919 года, был арестован, но сумел избежать тюрьмы, воспользовавшись фальшивыми документами. В 1919 году же вступил в Коммунистическую партию Германии, в 1922 вышел из ее рядов после посещения Москвы и знакомства там с Лениным и Троцким. Рисовал для сатирического журнала «Симплициссимус», иллюстрировал романа Альфонса Доде «Приключения Тартарена из Тараскона» (1921), выступал как сценограф. В 1921 году был обвинён в оскорблении германской армии, на него наложили штраф, серия его сатирических рисунков «С нами Бог» была по приговору суда уничтожена. В 1924—1925 и 1927 годах снова жил в Париже. В 1932 году переехал в США, в 1933—1955 годах преподавал в Нью-Йорке, в 1938 году получил американское гражданство. В нацистской Германии его творчество было причислено к «дегенеративному искусству». Грос опубликовал автобиографическую книгу «Маленькое „да“ и большое „нет“» (1946). В 1950-х годах он открыл у себя на дому частную художественную школу, в 1954 году был избран в Американскую академию искусства и литературы. В 1959 году художник вернулся в Берлин. Был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.
Рисунки и карикатуры Гроса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом, метко воссоздают обстановку в Германии накануне прихода Гитлера к власти, её нарастающий абсурд и безысходность. Гросу принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду» (1944). Значимое место в его графике занимает эротическая тема, которую он трактует в обычном для себя резко-гротескном духе.
Литература
• Lewis B.I. George Grosz: art and politics in the Weimar Republic. Madison: University of Wisconsin Press, 1971
• Fischer L. George Grosz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1976.
• Sabarsky S. George Grosz: the Berlin years. New York: Rizzoli, 1985
• Flavell M.K. George Grosz, a biography. New Haven: Yale UP, 1988
• McCloskey B. George Grosz and the Communist Party: art and radicalism in crisis, 1918 to 1936. Princeton: Princeton UP, 1997.
• Vargas Llosa M. Ein trauriger, rabiater Mann: über George Grosz. Frankfurt/ Main: Suhrkamp, 2000
• George Grosz: Zeichnungen für Buch und Bühne. Berlin: Henschel, 2001
• Anders G. George Grosz. Paris: Allia, 2005.
Википедия
Родился в Берлине 26 июля 1893. С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.
В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Грос присоединился к направлению, получившему название “новая вещественность”, или “веризм”. Портрет доктора Нейссе (1927) — характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.
Произведения Гроса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. В 1954 Грос был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Грос в Берлине 6 июля 1959.
http://slovari.yandex.ru


Leave a Reply

seven + 14 =