Grandville

France

Карикатурист, иллюстратор

Собственно Жан Иньяс Изидор Жерар, Gerard) (15.9. 1803, Нанси, — 17.3.1847, Ванв, близ Парижа), французский график. Прославился злободневными и острыми политическими карикатурами на бюрократию и буржуазию Франции, которые помещал главным образом в сатирическом журнале «Карикатюр» («Caricature»; с 1830), а также иллюстрации (с 1835; к «Путешествиям Гулливера» Свифта, 1838, «Жизни и приключениям Робинзона Крузо» Дефо, 1840, и др.). Для Г. характерны метафорическое использование образов животных, а также отдельных предметов и тщательная детализация рисунков.

 

Лит.: Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов 19 столетия, Л., 1955, с. 84—96.

 

Родился в семье художников и актеров.

 

Гранвиль – сценическое имя его предков. Его отец, художник-миниатюрист, был первым его учителем. Приехав в Париж на 20-м году жизни, Гранвиль стал работать для сатирических журналов.

 

Широкую известность он приобрел в 1828 году, когда появились его «Метаморфозы» – известные парижские деятели, нарисованные в облике разнообразных животных. Художник сумел благодаря своей острой наблюдательности схватить самые странные и поразительные черты сходства между этими деятелями и представителями животного мира.

 

После революции 1830 года при относительно большой свободе печати Гранвиль почти целиком посвятил себя политической карикатуре. Каждый день в «Caricature» и в «Charivari» печатались его остроумные и колкие рисунки, в которых он осмеивал представителей июльской монархии. Лучшие карикатуры этой эпохи – «Mât de cocagne», «Convoi de la liberté» и «Basse-cour».

 

Сентябрьские законы немного сковали свободу художника. Но он продолжал работать в том же направлении и издал примечательный альбом, в котором шляпы, зонтики и воротники играли, так сказать, первостепенную роль. Тот или другой политический деятель узнавал себя в тросточке или в зонтике. К этим легким эскизам нужно добавить прекрасные рисунки, помещенные в «Magazin pittoresque», в особенности «Физиономия кота» и «Головы людей и животных».

 

После смерти жены и детей Гранвиль лишился рассудка и умер в доме умалишенных.

 

После Гаварни и Домье Гранвиль занимает первое место в истории французской карикатуры. Удивительным качеством его таланта была блестящая, необыкновенно богатая фантазия, поддерживаемая тонкою наблюдательностью и едким юмором. Пользуясь этими свойствами своего таланта, Гранвиль в своих рисунках отразил историю всех смешных сторон и странностей своего времени.

 

Но приверженность придать физиономию и пороки человека сначала животным и растениям, а позже и разным неодушевленным предметам под конец жизни Гранвиля сделалась так велика, что отдельные его рисунки малопонятны. Несмотря на это, он – подлинный мыслитель, и вовсе не хотел насмешить, придавая людям наружность разных животных, он был убежден, что в первых встречаются те же самые низкие пороки и инстинкты, что и во вторых.

 

Блестящий талант художника принес ему славу и популярность, но не богатство. Гранвиль иллюстрировал большое количество произведений. Особенно известны «Басни Лафонтена», «Робинзон Крузо», «Лабрюйер», «Дон-Кихот», «Путешествия Гулливера», «Басни Флориана», «Песни Беранже», «Жером Патюро», «Одушевленные цветы» и некоторые другие.

 


Leave a Reply

1 × 5 =