Gench Levon

Saint Petersburg, Russia

Левон Генч (Генчанян), (Оглуев Л.Г.), Ленинград, Россия
Levon Genchanyan (Genchanyan) (Ogluev L.), Leningrad, Russia

1897 – 1974 гг.

Карикатурист, график

 

Генч (Генчоглян; псевдоним Генч-Оглуев) Леонид (Левон) Георгиевич

Больше тридцати лет постоянно сотрудничал в «Крокодиле» Леон Георгиевич Оглуев (Генч) — выдающийся художник-карикатурист, отличный рисовальщик, обладавший своеобразным графическим почерком и индивидуальным методом отображения действительности. В его работах неизменно царит атмосфера удивительного спокойствия. Ему чужды динамичные ракурсы, стремительные кроки, экстравагантные приемы. Его искусству свойственны поражающая простота и даже некоторая наивность рисунка, полное отсутствие изыска, желания поразить зрителя какими-либо надуманными новшествами. И, несмотря на это, работы «тихого» Генча всегда смотрятся с большим интересом и вниманием, потому что он умеет увидеть в окружающей жизни такие детали и характерные подробности, которые остаются незамеченными. Сосредоточенное спокойствие, которым веет от работ Генча,— редкое явление в таком высокоэмоциональном искусстве, как карикатура. Нет в его рисунках клокочущего гнева Моора, искрометной динамики Черемныха, хитроумной и язвительной улыбки Дени. «Смотрите, вот какова она, жизнь! — словно говорит своими рисунками Генч.— А выводы делайте сами. Мое дело — показать…» И, вероятно, именно эта атмосфера невозмутимого авторского спокойствия рождает яркие эмоции зрителей, разглядывающих его рисунки.

Леон Генч — автор целого ряда интересных рисунков на международные темы, как, например, «К событиям у озера Хасан» (1938), хотя, конечно, его стихия — многообразный и многогранный человеческий быт. Прямо из жизни взяты ловкий пройдоха на профсоюзном собрании, делопроизводитель в канцелярии, абсолютно равнодушный к посетителям, но тем не менее отлично приметивший одного из них: «Эти посетители, видно, большие бездельники: вот тот, высокий, ходит к нам за справкой уже полгода…» (1932). Генч любит штриховые рисунки-наброски, непринужденные и артистичные. Обращает на себя внимание его композиция «В библиотеке» (1939), по манере штриха и яркой выразительности напоминающая творчество Льва Бродаты. Скупой штрих, ни одной лишней детали, а как убедительно охарактеризованы двое беседующих стариков ученых.
Генч отлично владеет цветом, который он с большим вкусом использует для усиления доходчивости типажа. Характерна в этом смысле его карикатура «Деловые люди» (1933). В легком, уверенном рисунке очень убедительно схвачены и завсегдатаи забегаловки и человек, просто зашедший побаловаться кружкой вкусного пива. Мягкий карандашный контур тонко подцвечен нежной размывкой акварели, и только алеют ярким пятном берет продавщицы и здоровый румянец на щеках любителя пива. Генч — автор многочисленных акварелей, пленяющих умелой передачей пленэра, состояния природы. Особенно поэтичны его пейзажные листы «Окрестности Еревана» и «Железноводск».

Должно быть отмечено еще одно ценное качество дарования Генча — его умение создавать убедительный положительный типаж, отображать с мягкой улыбкой, но без всякой слащавости лицо советских людей, мастеров труда, героев пятилеток. Какую, например, интересную трактовку темы производственного соревнования нашел художник благодаря весьма удачно подмеченному в жизни типажу двух старых машинистов-железнодорожников («Крокодил», 1940): «А наш-то Вася! — говорит один другому.— Уж какой воспитанный молодой человек, а не хочет уступить нам, старикам, первое место!..» Так же убедительны два мастера на промыслах «Второго Баку» («Крокодил», 1939). Разглядывая их лица, можно узнать о них очень много. Один — старый бакинский мастер, посланный осваивать новый нефтеносный район, а второй — молодой инженер, патриот новых промыслов. И как пророчески звучит сегодня на фоне успехов Тюмени подпись: «Досадно все-таки, что мы — «вторые». — Ничего, дай срок. Оба будем первыми!» И срок настал! Рисунок Генча сегодня, больше чем через тридцать лет, звучит не только современно, но даже более убедительно, чем в 1939 году.

 

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский «Смех сильных»)

 


Leave a Reply

3 × 4 =