Fomichev Vasiliy

Russia

Карикатурист

 

художник журнала “Крокодил”

 

 

«… Однажды уральский паренек Вася взял в руки остроконечную кисточку, окунул ее в тушь и весьма ехидно изобразил некоего бюрократа. Карикатуру напечатали в свердловской газете «На смену!». Дальше — больше. Вася стал Василием Ивановичем, заслуженным художником РСФСР. Его работы регулярно появляются на страницах «Правды», «Известий», «Труда». На груди художника — военные награды и медаль лауреата выставки «Сатира в борьбе за мир». Со времен Великой Отечественной войны карикатурист В.И.Фомичев ведет огонь по разной нечисти, мешающей людям жить спокойно». Такой развернутой подписью сопроводил журнал «Крокодил» дружеский шарж Н.Лисогорского, опубликованный в связи с одной из «круглых» дат в жизни В.И.Фомичева. А дат этих было немало: как-никак художник уже отпраздновал восьмидесятилетие, более шестидесяти лет отдано работе с кистью. В итоге: тысячи политических карикатур, более 300 агитплакатов, множество зарисовок. И сейчас, раскрывая газеты, вы нередко встречаете острые, публицистические рисунки Фомичева на международные темы. Моментальный отклик на события дня всегда был отличительной чертой сатирика.

 

Родился «уральский паренек» в Петербурге 13 января 1908 года в семье рабочего-полиграфиста. Но юные годы его действительно прошли на Урале, куда забросила Фомичевых гражданская война. В школе будущий художник впервые взялся за карандаш и краски, оформлял и редактировал стенгазеты. Затем стал юнкором свердловской молодежной газеты «На смену!». В 1925 году Фомичева взяли художником в штат этой газеты. Так начинался его долгий путь в искусстве. Пройдут годы, и искусствовед Б.Пав-ловский в книге «Художники Свердловска» отметит: «Существенный вклад в развитие газетной графики на Урале внес В.И.Фомичев». В Свердловске художник работал до середины 1930-х годов, последнее время — в областной газете «Уральский рабочий». На всесоюзном конкурсе на лучшую карикатуру, организованном «Комсомольской правдой», Фомичев был премирован и в 1936 году приглашен в Москву на работу в «Комсомольскую правду», а еще через два года в редакцию газеты «Московский большевик» (ныне «Московская правда»). В годы Великой Отечественной войны Фомичев, снова надев армейскую шинель, — в боевом строю. Он служит во фронтовых и армейских газетах Южного, Калининского, Крымского, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, московской зоны ПВО. Б .Галанов, тогда сотрудник газеты Южного фронта «Во славу Родины!», ныне известный критик, член редколлегии «Литературной газеты», в своей книге «Самые долгие годы» вспоминает: «Два дня назад немцы сильно «бомба-нули» Ворошиловград, и Фомичева чиркнуло осколком… В редакции был настоящий переполох. Фомичев самый оперативный наш художник. Правая рука секретариата. А ранение как раз в правую руку. Значит, он долго не сможет ретушировать фотографии, делать рисованные заголовки и, самое главное, обеспечивать каждый номер хлесткими карикатурами. Правда, Фомичев всех уверяет, что левой рукой умеет делать то же самое, что и правой. Но ему слабо верят. И вот он сидит — рисует левой… Действительно, разницы никакой. Даже работая левой, он все равно оставался правой рукой секретариата».

 

После войны художник возглавляет сатирический раздел в редакции газеты «Гудок», ведет безжалостный и меткий огонь по бюрократам, хапугам, ротозеям, лодырям. В 1949 году Фомичев возвращается в Советскую Армию, становится заместителем редактора «Иллюстрированной газеты», с 1953-го — художественным редактором журнала «Советский моряк». После ликвидации этого издания и вторичной демобилизации его приглашают в «Правду». В 1966 году Фомичеву присваивают почетное звание заслуженного художника РСФСР.

 

Ведущая тема послевоенного творчества художника — борьба за мир и взаимопонимание между народами. Он участвует во всех международных выставках «Сатира в борьбе за мир». В 1970 году ему присуждают медаль Советского фонда мира. В 1978, 1983 и в 1985 годах с большим успехом прошли персональные выставки работ художника в Москве на темы международной политики под единым названием «Оружия любимейшего род».

 

Художник постоянно работал в содружестве с поэтами. Подписи к его карикатурам делали Д.Бедный, Н.Тихонов, А.Твардовский, А.Безыменский, А.Жаров, С.Маршак, С.Смирнов, М.Спиров, В.Ардов, ныне — Н.Энтелис и Д.Демин. Дома у Фомичева целая библиотечка дарственных экземпляров с автографами.

 

Довольно часто Фомичев сменял кисть на перо и сам сочинял стихотворные подписи к рисункам, а то и целые стихотворные фельетоны, остроумные басни для сатирических отделов газет.

 

Художник всегда шел в ногу с жизнью, о чем ярче всего свидетельствуют рисунки, включенные в этот альбом. И сегодня В.И.Фомичев в строю, снова у него на прицеле бюрократ — враг перестройки.

 

Из серии “Мастера советской карикатуры”; изд. Советский художник; 1991 г.

 


Leave a Reply

nine − 3 =