Чудаки, рубрика в Литературке

Moscow, Russia

Рубрика последней развлекательной страницы «12 стульев» в «Литературной газете». В 60 – 80 гг. популярная рубрика, где печатались карикатуры художников нового поколения.

 

Первыми со своими рисунками в ней появились Виталий Песков, Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов и Игорь Макаров. Их карикатуры ушли от политической морализации, стали веселее, тоньше, философичнее и часто имели скрытый смысл, узнаваемый просвещенными людьми того времени.

 

М. Валиахметов

 

«Чудаки» советской карикатуры

 

В 1960-х годах у нас в стране появляется карикатура параллельная «крокодильской», никак с ней не связанная. Эта «другая» карикатура далека от политики и производственно-бытовых, узнаваемых реалий. У нее иные задачи: осмысление вечных тем, психология личности, ее внутренние искания. Соответственно, и герои другие, совсем не похожие на прежних домоуправов, председателей колхозов, директоров МТС, бюрократов и многих других, чьи образы стали привычными советскому читателю. В «новой» карикатуре не было и милитаристов с бомбами и ракетами, колонизаторов в пробковых шлемах, банкиров, похожих на мешки с золотом, продажных журналистов и радиокомментаторов, выплевывающих уток и ядовитую слюну. Вместо них на страницах молодежной печати стал все чаще появляться одинокий смешной человечек, без каких-либо привязок к времени и пространству. Как правило, это были рисунки без подписи. Слова не нужны – изображение говорит само за себя. Такого рода рисунки требовали от зрителя подготовки, моментального узнавания расставленных акцентов, активного соучастия, размышления.

 

Представители старшего поколения советской карикатуры сначала не придавали значения появлению альтернативного юмора, потом предпринимали безуспешные попытки бороться с новым направлением, высмеивая, пародируя творчество и стиль молодых, потом пытались их «приручить», приглашая к сотрудничеству, награждая премиями некоторых художников.

 

Но джинн был выпущен из бутылки, и в дальнейшем отечественная сатирическая графика существовала в двух видах: официоз со своей сплошной «борьбой за мир» – и карикатуры «чудаков» (по названию раздела юмористического «Клуба “12 стульев”» «Литературной газеты»). Сложилась парадоксальная ситуация: «чудаки» не могли публиковаться в центральной печати, многие их работы делались «в стол» – и именно эти рисунки и получали престижные награды и мировое признание на международных конкурсах.

Первыми ласточками были публикации рисунков на последней странице в «Смене». Этот московский молодежный журнал в середине 1960-х годов начал печатать работы молодых художников Олега Теслера, Андрея Некрасова и Игоря Воробьёва. В их рисунках была удивительная легкость, изящество, свободный взгляд на окружающий мир. Эти работы не требовали разъяснения, ни за что не агитировали и никого не изобличали. Они были по-доброму смешными и отстраненными от больших общественно-социальных проблем, часто парадоксальными. Так, например, на рисунке Андрея Некрасова вместо мамонта первобытные охотники поймали в западню паровоз.

 

Вообще принцип «перевертыша» – нахождение новых, часто странных причинно-следственных связей в устоявшихся понятиях – молодые художники применяли часто. Еще один распространенный прием – использование мифологических, сказочных и фольклорных сюжетов. Буратино в карикатуре Виталия Пескова превращается в «медвежатника» – взломщика сейфов. Вместо того чтобы освободить Прометея от цепей и тем самым положить конец его мучениям, персонаж Сергея Тюнина помогает ему прикурить сигарету, «Дама» Леонардо да Винчи и Валентина Розанцева держит на руках не горностая, а «Красную книгу» с изображением редкого зверька. Родоначальником новой карикатуры стал Олег Теслер – признанный мастер рисованного рассказа. В его работах нет прямой сатиры, рисунки наполнены легкой иронией, иногда грустью. Его герой находит выход из любых ситуаций: вот он, запертый в раме портрета, пытается сдвинуть границы рамы, ничего не получается, – и тогда он удаляется от нас в перспективу пространства. Или трогательный и драматический изо-рассказ о влюбленных, разделенных пропастью: они наконец дотянулись друг до друга, но толпа прохожих тут же использует их тела как мост.

 

Возникновение новой карикатуры, конечно, во многом связано с изменением политической обстановки в СССР. В результате хрущевской «оттепели» в закрытую страну стала поступать культурная информация со всего мира. На прилавках книжных магазинов появились иллюстрированные издания из стран соцлагеря. В них в полной мере был представлен «юмор без слов», карикатуры-притчи, карикатуры-метафоры. Знакомство с такими изданиями, как польские «Шпильки», венгерский «Лудаш Мати», чешский «Дикобраз» и словацкий «Рогач», раскрывало перед молодыми художниками новые горизонты, подтверждало их общность с цивилизованным миром. Другим центром нового юмора стала «Литературная газета». С 1968 года на ее 16 полосе открывается «Клуб “12 стульев”». Трудно переоценить значение

 

О. Теслер
А. Некрасов
С. Тюнин
В. Песков
И. Воробьёв

 

Из книги «Русская и советская Карикатура»

 


Leave a Reply

2 × five =