Chmirev Valeriy

Kiev, Ukraine

Карикатурист, сотрудник МВД СССР

 

Родился в 1944 году в г. Винница (Украина)  В 1973 году  окончил Киевский институт народного хозяйства (в настоящее время Киевский Государственный  экономический университет). Получил экономическое образование.
Трудовую деятельность   начал в 1961 году в г. Киеве.  С 1963 по 1966 год служил в Советской Армии.  С марта 1969 года по направлению трудового коллектива завода им. Артёма (Киев)  работал в органах внутренних дел Украины.  Прошел путь от оперуполномоченного  ОБХСС УВД г. Киева до заместителя  начальника этого же отдела.
Раскрыл ряд резонансных  преступлений, связанных с хищениями  в особо крупных размерах в системе строительных организаций Киева, потребительской кооперации, валютных операций, хищений золота, телефонной сети, взяточничества  в Киевской Государственной консерватории, Киевском институте  пищевой промышленности,  кооперативного строительства.
Спустя три года с начала службы в милиции, был  выдвинут на должность начальника  отделения, а еще через два года, в феврале 1975 г. назначен заместителем начальника  отдела БХСС УВД  г. Киева.   Закончил службу в органах внутренних дел в ноябре 1991 года  руководителем  подразделения  8-го управления МВД  СССР  в Украине по делам несовершеннолетних. Майор милиции в отставке.
Моя милицейская служба проходила  параллельно с моим увлечением карикатурой.  Такой дуализм жизни был вызван неудачей с  поступлением  в Московский Художественно- промышленный институт  им. Строганова (за точность названия не отвечаю) после окончания школы в г. Жмеринка в 1961 году.  Сидеть на шее у родителей не хотелось, поступать в другой вуз  в год выпуска из школы было поздно, и я подался в Киев, где поступил на учебу  в железнодорожное училище ПТУ №7. Через год я выпустился с красным дипломом  токаря – универсала.  Меня трудоустроили  на завод им. Артёма в качестве токаря 3-го разряда в цех № 30. Цех возглавлял старейшина завода,  лауреат Сталинской премии  периода ВОВ – Лопатовский И.С.
Специального художественного образования  у меня нет.  Первые уроки рисования получил от своего отца Чмырёва А.А.- неизменного с 1945 по 1980 год художника – оформителя  ст. Жмеринка Юго-Западной железной дороги. «Помогал»  ему рисовать копии  картин  российских и советских художников Шишкина, Лактионова,  плакаты, наглядную  агитацию. Все-таки меня больше привлекала  карикатура, хотя очень любил рисовать  пейзажи.  Часами рассматривал подшивки журналов «Перец» и «Крокодил», перерисовывал их. В школе, затем в  железнодорожном ПТУ №7 г. Киева рисовал стенгазеты, карикатуры. С моим увлечением были связаны приятные и неприятные события, конфликты  с учителями.  Школьный преподаватель русского языка Чемеринская Б.А.  назвала меня  «ХУДОжником» от слова «худо».  Преподаватель математики Палатник Л.Е. , наоборот, любил мои рисунки на  классной доске нарисованные перед его уроком.  Он всегда смягчал свою требовательность   перед  обсуждением домашнего задания, которое мы – «шалопаи», не выполнили.
Будучи призванным в армию, надеясь на то, что я  смогу   заниматься в армии только оформительской работой, я  признался командиру 1-й роты обслуживания в/ч 03197 4-й отдельной армии ПВО Лениградского военного округа капитану Гончаренко, что умею рисовать. Это было моей роковой ошибкой.
Я выполнял свои обязанности не только  как  армейский токарь – шофер авторемонтной мастерской, а, начиная со второго года службы,  старшего мастера по ремонту автомобилей, с 9-00 и до 18-00, шесть дней в неделю. Кроме того отвечал за личный состав, а вечерами, иногда ночами после отбоя, в выходные дни, по указанию командиров  оформлял  Ленинские комнаты, писал плакаты, рисовал стенгазеты.  Трудно было совмещать тяжелую, изнурительную работу по ремонту автотехники, тракторов и погрузчиков, легковых машин, особенно в зимний период, когда  ракетные тягачи, заправщики топливом  ломались  при доставке  грузов в ракетные дивизионы  Карельского перешейка за десятки километров  от тёплой казармы.
После возвращения на «родной» завод им. Артёма,  я попал в поле зрения  комсомольского актива завода  и вскоре был избран членом комитета комсомола предприятия – членом штаба  «Комсомольского  оперативного прожектора». Непосредственно возглавлял такой «прожектор» в цехе, где я работал и лично начальник цеха Лопатовский И.И. пугал нерадивых мастеров, рабочих очередным выпуском «Прожектора», который нарисует Чмырёв.   Заводской «прожектор» я оформлял вместе  с Валерием Половинко, после женитьбы – Литовченко. Здесь же добавлю, что Литовченко В.  с конца 90-х до начала 2000-х  работал в  журнале «Перец» художественным редактором.
А в далёком   1969 году судьба  развела меня с Литовченко  по разным  жизненным путям;  он поступил в Киевский художественный институт, а я, к тому времени  обременённый семьей, начал работать в киевской милиции.
Свои  первые карикатуры  я попытался напечатать  ещё во время службы  в армейской газете Лениградского округа ПВО.  Это произошло на 1-м  году службы. Я предложил газете незатейливый  комикс из 3-х рисунков. Молодой солдат примеряет зимнюю шапку, которая оказалась ему слишком мала. На втором рисунке «салага» пытается её растянуть на специальном приспособлении, однако переборщил. На третьем рисунке шапка оказалась  такой  большой, что полностью закрыла ему  глаза и уши.  Из-за рисунка  я имел большие неприятности. Газета усмотрела в нем клевету на  Советскую Армию. Замполит  войсковой части  провел со мной воспитательную работу.  Больше в армии я карикатурой не занимался.
Свои опыты с карикатурой я предпринял после демобилизации. Начал публиковать их в многотиражной газете «Артёмовец» (гл. редактор Мухранский Георгий), затем в газете  Киевской областной  комсомольской организации «Молодая гвардия», «Спортивной газете», в газетах «Киевская правда», «Молодь Украины»,«Вечерний Киев», Работая в ОБХСС, я не бросил свои занятия карикатурой, продолжал публиковаться  в различных изданиях, добавив в список публикующих меня изданий украинские  газеты «Под знаменем ленинизма», «Радянська Украина», «Правда Украины», газеты Латвии, центральные  СМИ.
В рамках жанра газетной карикатуры к середине 70-х  годов  становилось работать все сложнее. Я был больше склонен к сатире, рисованию  карикатур  на международную тематику,  социальных проблем, человеческих отношения и  т.п. Редакторам же , в основном, требовались изошутки.   Подать свои рисунки в «Перец» я  не решался – считал их несовершенными. Бесперспективность  не благоприятствовала моему  творческому развитию, и  мой творческий  энтузиазм постепенно стал угасать.  Однако встреча  с художником – карикатуристом Арутюнянцем А.С., которого я считаю своим крестным отцом в журнале «Перец» изменила мою жизнь. Карьере в милиции я стал уделять меньше внимания, переключившись на карикатуру.
Узнав,  что я увлекаюсь карикатурой и даже  иногда публикуюсь, а я ему еще рассказал о своем отце, которому очень нравились  карикатуры  крокодильца И.Семенова  и его (Арутюнянца). Анатолий Саркисович  попросил показать свои работы. Я нарисовал карикатуру, посвященную  принятию Сенатом США военного бюджета на  1978-79 финансовый год. Он её отнес в редакцию журнала «Перец» и она была опубликована  в № 19 за август 1978 года.   С этой даты  я отсчитываю годы  в составе творческого коллектива журнала.
В серьезную карикатуру я пришел очень поздно. Моими наставниками были, кроме Арутюнянца А.С., Зелинский В.Ф. – главный художник и Герасимчук С.И. Помимо своей милицейской работы  я начал публиковаться в «Перце» на регулярной основе. Кроме рисунков я поставлял редакции  сюжеты к карикатурам (темы), рисовал иллюстрации, оформлял книжки «Библиотеки «Перца»,  плакаты, издаваемые журналом. Дополнительный доход в виде гонораров,  которые по сумме составляли 60-80% моей милицейской зарплаты, хватало на безбедное  существование и содержание семьи.
Уволившись в запас в ноябре 1991 года, я рассчитывал полностью отдаться карикатуре. Однако мои надежды не оправдались. Инфляция поставила крест на благополучии, которое  в одночасье рухнуло. Пришлось искать источники доходов. Занявшись  бизнесом, я некоторое  время возглавлял малое редакционно – издательское предприятие «Юринформ» Союза юристов Украины. Успел издать первое в Украине пособие «Налоги», был одним из  авторов налоговых рекомендаций. Позже, в 1992 году, самостоятельно создал информационно-издательское агентство «ЧАС», зарегистрировал и издал два номера  журнала интеллектуального юмора «Ти диви!» ( Ты глянь!).  И здесь не повезло – гиперинфляция  разрушила все мои планы, вложенные деньги в журнал и подготовленные к изданию книг  пропали.
В 1994 году пришлось принять приглашение КБ «Укринбанк», которому с 1992 года я оказывал юридическую помощь, заняться его экономической и финансовой безопасностью. Карикатура опять на долгие 15 лет отошла на второй план. После «Укринбанка», начиная с 1997 года, я работал в АППБ «Аваль» (позже ВАТ «Райффайзен Банк Аваль») на руководящих должностях в системе экономической безопасности. Уволился из банка в августе 2009 года с должности директора департамента  экономической и финансовой безопасности. Сейчас имею статус пенсионера МВД СССР.
В том же году я предпринял вторую попытку издать сборник своих карикатур. Она оказалась успешной. Первая попытка была еще в 1991 году. Книжку моих карикатур в издательстве сверстали и должна была выйти в серии «Библиотека «Перца», однако руководителям издательства «Радянська Украина» пришла идея провести эксперимент и издать мою книжку в другом, более объемном формате. Я срочно её переделал, уже были напечатаны гранки, однако дальше дело не пошло – набор книжки рассыпали.
В 2004 году я впервые принял участие в конкурсе карикатур «Независимость» и получил премию жюри.
В 2004 и 2009 г.г. состоялись мои персональные выставки карикатур в республиканском «Доме художника». Принимал участие во множестве выставок карикатуристов Украины.
Начиная с сентября 2009 года, активно участвую в различных международных конкурсах карикатур. Имею награды и призы. Мои работы напечатаны в каталогах более чем в 50 выставок, в частности «Sintra 2009 -2014» и других.
После ликвидации комбинатом печати «Пресса Украины» управления делами президента Украины В.Ф.Януковича с 01.11.2013 года журнала «Перец», перешел в категорию «свободных» художников, не имея привязки к какому – либо изданию.
В данный момент» публикую свои работы в газете «Украина молодая», интернет – журналах «Бостонмаг» (США), «Финамизах» (Турция), «Всесмих»(Канада), в своем блоге и на странице интернет – дневника Liveinternetю
20.03.2015
БЭК 2015 г.


Leave a Reply

five × three =