Cherepanov Yuriy

Moscow, Russia

- 05.11.2016

Карикатурист

 

Родился в 1922 году в поселке Буча Железнодорожного района Киевской области.

В 1951 году окончил Московский архитектурный инсти­тут.

Учился у М.И.Курилко.

В годы Великой Отечественной войны воевал в соста­ве 70-го гвардейского минометного полка, был радистом. Рядовой.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслу­ги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.

С 1962 года участвует в выставках.

В 1964 году принят в члены Союза художников СССР.

В 1970 году награжден медалью «За трудовую доблесть».

В 1989 году награжден орденом Почета.

В 1983 году присвоено звание «Заслу­женный художник РСФСР».

В 1979 году удостоен премии за участие в Международной выставке рисунка на спортив­ные темы в г. Анкона (Италия).

Почетной медалью междуна­родной выставки карикатур токийской газеты «Иомиури» (Япония).

В 1967, 1984, 1985 годах состоялись персональные вы­ставки в Москве, в 1978 — в Софии, в 1983 — в Кабуле, в 1986 — в Таллинне, в 1987 — в Берлине.

Автор многочисленных сборников карикатур, среди которых «Карикатуры» (1969 г),  «Будем знакомы» (1975 г.), «Москвичи улыбаются» (1977 г.), «Эльбрусские смешинки» (1980 г.), альбомов «Из афганского альбома» (1983 г.) и «Аф­ганские силуэты» (1988 г.) и иллюстрированного очерка «Фронтовые зарисовки» /Ю. Ф. Дюженко, Ю. А. Черепанов «Произведения участников Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Кн.З.» М., 2005 г.

Заслуженный художник Российской Федерации.

 

Репортаж из «Крокодила»

Издательство «Контакт-культура», Москва, 2009 г.

 

“Статья из сборника Мастера Советской Карикатуры”

Юрий Андреевич Черепанов по образованию и первоначальной профессии архитектор. Зодчество и художество — области близкие, смежные. Архитектор, обдумывающий проект нового здания, полет своей творческой фантазии, как правило, фиксирует на бумаге в виде предварительного, «свободного» эскиза. Прежде чем его идея воплотится в строгий, законченный чертеж, она будет жить и развиваться в десятках рисунков. И потому-то архитекторы хорошие рисовальщики.Молодой архитектор Черепанов, увлекшийся рисунком, избрал наиболее сложный его жанр — карикатуру. Уже много лет читатели «Крокодила», «Огонька» и других столичных периодических изданий видят то забавные, то едкие, злые рисунки Ю. Черепанова. Теперь он карикатурист и со своей «че-репановской» темой, и со своей своеобразной творческой манерой исполнения.

Подметить смешное, комическое там, где другой его не видит, дано не каждому. Обычно мы говорим о таком человеке, что у него хорошо развито чувство юмора. (Но одно дело видеть и понимать смешное и совсем иное — донести комическую ситуацию до другого человека, увлечь его. Это уже искусство.

Юрий Черепанов как раз и обладает тем редким даром художника-юмориста, произведения которого увлекают читателя, запоминаются, заставляют его улыбаться или весело хохотать.

Мне представляется, что наиболее трудно для карикатуриста придумать такую комическую ситуацию, чтобы она была и острой и неожиданной. В неожиданности как раз и заключена соль карикатуры, наиболее действенная сторона забавного юмористического рисунка.

Евгений Гуров и Юрий Черепанов

 

История городов и стран пишется, как известно, историками. На основании дошедших до нас документов, мемориальных памятников, произведений искусства ученые год за годом воссоздают давно минувшую эпоху и оснащают историческую хронику та­ким количеством подробностей, будто они. сами были очевидцами описываемых событий.

 

Так создается история всерьез, история без кавычек. Ну а в шутку? Можно ли -дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» изложить шутливо? Оказывается, можно. Оказывается, и шутливый язык рассказа о событиях, ставших уже легендарными, может быть убедительным. Блестящее доказательство тому — знаменитая серия Жана Эффеля «Сотворение мира». Но французский художник в этом смысле не одинок. И до него представители веселого жанра в графике обраща­лись к исторической теме. Она дает творческий импульс многим современным кари­катуристам. Наверное, эта традиция продолжится и в будущем.

 

Художники Евгений Гуров и Юрий Черепанов также решили попробовать свои силы в «историческом» жанре. Окружив себя монографиями, исследованиями и прочими серьезными материалами, они попытались средствам и забавного, смешного рисунка воссоздать отдельные эпизоды и жизни москвичей и Москвы со времени ее основа­ния и до наших дней. Результат их совместных дружных усилий — альбом «Москва (вчера, сегодня, завтра)».

 

Среди этих рисунков немало таких, которые посвящены конкретным и действи­тельным событиям в многовековой истории нашей столицы. Здесь и начало строи­тельства храма Василия Блаженного, и наполеоновское нашествие, и знаменитые московские кулачные бои. Ряд рисунков посвящен послереволюционным радостным переменам в жизни Москвы: строительство метро, открытие Химкинского порта, новое жилищное строительство и т. д. Несколько рисунков обращены в будущее. Фантазия художников и здесь окрашена мягкой, доброй улыбкой и благожелательным юмором. Но, как понимает читатель, даже от рисунков, при вязанных к определенным историческим вехам, трудно ожидать подлинного историзма Вероятно в каких-то деталях в бытовом антураже художники отступают от исторической правды. Но это не беда, Ведь авторы альбома не создают историю Москвы заново, а лишь предлагают свой   веселый   комментарий   к   ней.

 

Следует сказать и другое. Изображая прошлое, художники обозревают его нынешними, сегодняшними глазами. Именно перенесение современных понятий в далекую старину и создает комический эффект многих рисунков. Будем надеяться, что эта работа художников-крокодильцев Е. Гурова и Ю. Черепанова   понравится   и   москвичам   и   всем   любителям   юмора.

 

1979 г. Советский художник

 


Leave a Reply

14 − nine =