Bogorad Viktor

Saint Petersburg, Russia

Карикатурист

He was born in 1949, in Leningrad.
His first drawing was published in the “Aurora” in 1973.
He won his first Worldprize in Skopje (Yugoslavia) in 1974.He has 16 Worldprize (Italy, Poland, Belgium, Yugoslavia, Turkey etc.) Hes works have been published in German, Israel, American, Estonian, CIS and Russian press. He was awarded with National Professional Prize “Gold Ostap” (1992). In period 1975-87 he was a manager of Leningrad Cartoon Club. Publications: 5 books in “Samizdat” in 1980-86, “Bitte recht freundlich”, 1986, 2nd Ed, 1991, Eulenspiegel-Verlag, Berlin, “So Works”, 1991, SPb “Lira”, “Shade”, 1996 “Brod” St.-Petersburg. Personal exhibitions: “Galerea-“10-10” Leningrad, 1989, Zurich (1990), Schwyz (1991) Swiss. He takes part in the Nuance group of cartoonists, with whom he participated in two exhibitions, entitled “Njet Problem”, in Germany, Munich, 1995 and Berlin, 1996. Many of his cartoons are in private collections in US, Germany and Swiss. He took part in the caricature exhibition entiled “Ochnaya Stavka” at the State Russian Museum in 1996.
At present time, Victor Bogorad is the main artist of the daily “SPb Vedomosti”.

БЭК 2010 г.

vbogorad.narod.ru


Интервью
“Он смешил вас не для того, чтобы бы здесь плакать”

Виктор Богорад – страшный человек. Он повесил, зарезал и утопил массу людей, поссорил множество семей, лишил идеалов неисчислимое количество народа, ехидно расправился со всеми святыми понятиями… И стал явлением в карикатуре “черного” юмора.

В доперестроечное время “самиздатовские” сборники Богорада, выпущенные автором тиражом в 10 экземпляров (ходили слухи, что за 11-й экземпляр КГБ уже сажало), залистывались и засматривались до дыр. “Крокодильская” карикатура помогала всем идти вперед к победе коммунизма, и на фоне всеобщей глупой расхожести рисунки питерского художника привлекали внимание с жуткой интенсивностью. Они вдруг уводили зрителя внутрь себя. Маленькие люди – герои карикатур не строили великое будущее, а рождались и умирали, любили и предавали, ходили в туалет и сидели в тюрьме. Но даже сидя в тюрьме, они оставались героями карикатур. Они были естественными в самой неестественной ситуации. Маленький человек становился своим для всех тех, кто видел рисунки Виктора, своим становился и сам автор.

– Виктор, когда легче работать – в “подцензурной” обстановке или сейчас?

-Это парадокс, конечно, но карикатуристу тем лучше, чем хуже вокруг ситуация. Карикатуриста ситуация тоже не щадит, но он над ней издевается и работать легко. В 70-х давил страшный идеологический пресс, сейчас давит пресс экономический. И тот и другой отвратительны по-своему, но дышать легче сейчас.

Но и теперь в твоем творчестве преобладает “черная” карикатура. Почему?

По-моему, ценность черного юмора заключается в том, что он помогает зрителю снять накопившееся напряжение. Он лечит от стресса. Такой рисунок подобно детским страшилкам – малыши ведь не зря их друг другу пересказывают. Кроме того, подобные карикатуры (без натурализма и жестокости) очень искренни. Они, как правило, рассказывают о какой-то экстремальной ситуации. А в такой ситуации все фальшивое исчезает. Получается, что со зрителем общаюсь предельно искренне. Это самое главное.

В 1991 году в газете “Смена” появилась твоя ежедневная рубрика “ФАКСИМИЛЕ”, после чего твоя фамилия стала в Питере чуть пи не нарицательной…

Да, это был первый и очень удачный опыт оперативной изобразительной журналистики в нашей стране. Политическая карикатура на первой полосе газеты. Люди писали, звонили, благодарили, угрожали, коллекционировали рисунки и наклеивали вырезки из “Смены” на стены вместо листовок. Словом, это брало за душу читателей, а я был безумно рад возможности поделиться своим мнением с сотнями тысяч людей. Рубрика просуществовала почти год, и если бы не разногласия в редакции, возможно, была бы и теперь. В “Смене” я давно уже не работаю, так что политическим карикатуристом меня можно считать с большой натяжкой. Все-таки, в первую очередь, я бы и остаюсь “картунистом”, художником-философом, рисующим карикатуры на “вечные” темы. Все международные конкурсы и призы – исключительно за подобные работы.

– А много их, призов?

Штук 25 вместе с теми, что были присуждены и у нас в стране. Правда, я уже не отправляю работы на подобные конкурсы, хотя приглашения приходят постоянно. Когда-то хотелось играть в эти игры, но на теперешнем уровне я понял, что не стоит в 2б-й раз доказывать всем, что ты профессионал.

– Наверное, это доказывает вручение тебе в ноябре статуэтки “Золотого Остапа”, как лучшему карикатуристу 1992 года?

Конечно, это наиболее дорогая сердцу награда. Но должен сказать, что любой из пятерых претендентов по разделу “карикатура” был достоин этого титула в не меньшей мере, чем я.

Извини за неоригинальный вопрос: каковы твои творч…

Выжить! Выжить, честно занимаясь любимым делом.

Ну и напоследок давай начерноту. Представим, что пришла старуха с косой и дает тебе одну минуту, чтобы придумать эпитафию. Что будет написано на твоем могильном камне?

Честно говоря, я не думал, что ему хватит и пяти минут. Но он практически не думал, как будто внутренне всегда был готов к этому вопросу. Я же говорю – страшный человек.

Вячеслав ШИШЛОВ

Р.S. Ах, да… Ответ был такой: “Он смешил вас не для того, чтобы вы здесь плакали”.

 


Leave a Reply

3 × 4 =