Боевой карандаш

В самом начале войны в Ленинграде родился еще один вид массового агитационного графического искусства— «Боевой карандаш». Правильнее будет сказать — возродился, потому что впервые листы «Боевого карандаша» появились зимой 1939/40 года, во время советско-финляндской войны. Именно тогда родилось это острое и точное название — «Боевой карандаш» и появилась его эмблема — палитра и винтовка с карандашом, направленным, как штык. Но в ту пору тиражом вышло лишь несколько сюжетов.

В июньские дни 1941 года «Боевой карандаш» возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. Их можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин.

Работал в «Боевом карандаше» дружный коллектив художников, ядро которого составили графики И. Астапов, В. Курдов, Н. Муратов (прозванные товарищами по работе «тремя богатырями»), В. Гальба, Н. Быльев, 10. Петров, Н. Кочергин. И. Ец, И. Холодов. Вместе с ними трудились опытнейшие мастера эстампа Г. Верейский, Н. Тырса, живописцы А. Казанцев, В. Серов, А. Кокош, В, Николаев, скульптор С. Пелипейко и другие. Тексты для «Боевого карандаша» сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев.

Тематика его была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. В создании их непревзойденными мастерами стали художники-сатирики В. Гальба и Н. Муратов.

Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»

Популярность «Боевого карандаша» была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания — например, сатирические листы «Балтийского прожектора», издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю. Непринцев, С. Бойм, В. Трескип.

И.В.Никифоровская
“Художники осажденного города”
издательство “Искусство”, 1985г.
davno.ru


Leave a Reply

10 − 5 =