Bobrovitskiy Iosif

Kazan, Russia

Карикатурист, художник журнала  «Чаян»

Бобровицкий, окончивший в Баку Высшую художественную школу и известный любителям изобразительного искусства как отличный график, был человеком неуемного темперамента, наделенный жилкой хорошего авантюризма. Он приехал в Казань в 1935 году, уже поработав в Баку в газете “Вышка”, приняв участие во многих выставках. В Казани он практически сразу заявил о себе со страниц журнала “Чаян”, а как только началась Великая Отечественная, Иосиф Ефимович стал одним из вдохновителей “Окон сатиры” в Казани.
У Бобровицкого, без сомнения, было политическое чутье, что, собственно, необходимо при занятиях политической сатирой. Например, еще в апреле 1939 года, то есть за несколько месяцев до начала войны, Бобровицкий разразился на страницах “Чаяна” образным сатирическим рисунком “Время очередной кормежки хищников” (на снимке), где в образах хищных зверей без труда можно узнать правителей фашистских стран, а английский лорд, подбрасывающий им мясо, впрямую намекает на позицию туманного Альбиона. Конечно, сейчас это все воспринимается отчасти наивно, но в июле 1939 года подобный рисунок был и смел, и прозорлив. Кстати, позже художник создал серию “Казань в дни войны”, имеющую сейчас не только художественную, но и историческую ценность.
Как правило, рисунки в “Окнах сатиры” сопровождались хлесткими стихами, здесь соавтором Бобровицкого чаще всего выступал поэт Бруно Зернит. По мнению видевших их, рисунки Бобровицкого сопровождались плакатной четкостью, жесткой сатирической основой и ярко выраженным комизмом.
Впрочем, для Бобровицкого война не ограничилась только его рисунками в “Окнах сатиры” – в 1942 году он стал командиром роты стройбата, участвовал в восстановлении Подмосковья, а еще через год был направлен в находящееся в Костроме военно-инженерное училище из Ленинграда, где работал как создатель плакатов – наглядных пособий по строительству мостов. Затем эти “шпаргалки” рассылались по партизанским отрядам. Конец войны застал Бобровицкого в Европе – он принимал участие в разминировании Чехословакии, Польши, Венгрии и Румынии. Приехав в Казань после демобилизации, он привез с собой целую папку фронтовых зарисовок.
В первые мирные годы в Казани было возобновлено издание журнала “Чаян”, который не выходил в годы войны. Бобровицкий стал одним из самых активных его создателей. Он и рассказчик, и иллюстратор, он владеет мастерством бытовой карикатуры и не оставляет жанр карикатуры политической. Бобровицкий отходит от классической графики, теперь он смелее использует цвет, акварель, иногда применяет цветную бумагу. Помимо работы в “Чаяне” и оформления книг в Таткнигоиздате, он часто занимается проектами оформления музеев, зданий города в праздничные дни.
Но, конечно, больше всего казанцы помнят Иосифа Ефимовича как яркого, остроумного карикатуриста, который своими работами даже в самые тяжелые для страны годы поднимал дух и вселял уверенность в победе. Ведь когда над врагом смеются, его уже не боятся.
Степан Кульбака, чей юбилей также отмечается завтра, был одним из первых татарстанских графиков со специальным высшим образованием, он закончил художественный институт в Киеве, но связал свою жизнь с Казанью. Кульбака специализировался в области книжной и станковой грaфики. Он был практически первым человеком, начавшим систематическую работу над эстампом. Наиболее интересная его работа – цикл линогравюр к стихам Джалиля, где есть сочность и экспрессия, эмоциональные светотеневые контрасты и, главное, напряженнейший драматизм. Для Кульбаки слово “экспрессия” вообще было одним из ключевых, его постоянно влекло к полнозвучности и яркости, а также монументальности графического листа.
Художники старшего поколения во многом отличались от тех, кто ныне держит в руках кисть или карандаш. Не столько часто в их жизни происходили выставки, тем более персональные. Не баловала вниманием пресса, но в состоянии замкнутости в стенах мастерской для художника были и есть свои прелести. Они заключаются, прежде всего, в неспешности и несуетности, что всегда идет на пользу творчеству.
http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-7145-print-1.htm


Leave a Reply

2 × three =