Anastasov Georgiy

Bulgaria

Карикатурист

 

Чем дальше уходит время, тем чаще вглядываемся мы в нашу историю, в прошлое земной цивилизации, чтобы узнать — как же жил наш предок? Вот почему рисунки, обнаруженные исследователями на старинных сосудах, среди старых фресок или в старых книгах и содержащие сатирический подтекст, эти предтечи современной карикатуры, представляют особый интерес, поскольку критический подход авторов к тому или иному явлению или факту окружавшей их действительности раскрывает глубокие и непознанные пласты жизни минувших эпох. Мы убеждаемся в том, что и эти сатирические рисунки древности, и карикатура, оформившаяся в более поздний период как самостоятельное и весьма пристрастное искусство, являлись и являются сегодня не только конкретным стимулятором социальной активности, но и ярким и недвусмысленным справочником негативных явлений того или иного периода, свидетельством непримиримой войны, которую силы прогресса объявили неправде.

 

Тридцать пять лет творчества известного болгарского художника-карикатуриста Георгия Анастасова, долгие, прошедшие для него в напряжении и, с быстротой вихря, одновременно являются и смелыми, светлыми, наполненными оптимизмом годами свободной жизни Болгарии на пути к коммунизму, которые начались 9 сентября 1944 года. Развитие Георгия Анастасова как гражданина и творца, отраженное в тысячах его карикатур, совпадает с развитием и созреванием нашего социалистическогообщества. Поэтому и смех Анастасова, направленный на пережитки прошлого, неурядицы, ошибки и недостатки, образует второй план развития нового общества, представляет собой своеобразный «инвентарный список» отрицательных фактов и явлений этого исторического отрезка времени. Работы художника, широко знакомые болгарским и иностранным читателям и зрителям по страницам таких изданий, как «Стыршел», где он работает почти 40 лет, «Работническо дело», «Народна младеж», «Логлед», «Вечерни новини» и «Отечествен фронт», а также по его альбомам, выставкам и многочисленным публикациям в зарубежных изданиях, всегда наполнены категорически общественной пристрастностью, актуальностью, остротой, нетерпимостью к двусмысленностям и псевдоинтеллектуальной претензии на «подтекст». Анастасов — яркий продолжатель глубоких прогрессивных традиций болгарской карикатуры, которая всегда была оружием, а не забавой, мечом в мужественных руках, а не опахалом для веселящихся дамочек. Анастасов — из поколения болгарских художников, которые подхватили знамя своих предшественников — Жендова, Ангелушева, Венева и Бешкова, оставшихся навсегда в памяти народа как художники-борцы за свет и правду.

 

Георгий Анастасов очень популярен в Болгарии, потому что занимается он не обсасы¬ванием личных историек и смешками, не разматывает веселые клубки семейных измен, алкогольно-пьяных положений, дешево-развлекательных карикатурных версий парадоксальных недоразумений… Георгий Анастасов занимается проблемами, которые являются проблемами большинства, вопросами, которые волнуют нацию! Посредством юмора, шутки, языком художественного творчества Анастасов до¬бирается до сердцевины проблемы, раскрывает ее, высмеивает носителей отрицательного. Человек, далекий от творческого процесса, с трудом может себе представить, сколько нужно веры, труда, уважения к собственной работе, увлеченности и пренебрежения модными занятиями художнику, чтобы он рисовая каждый день, каждую неделю, в каждый номер «Стыршеяа», по поводу каждого нового значительного общественного события, по поводу каждого волнующего известия международной жизни.

 

Бурно развивающаяся экономика и постоянно новые взаимоотношения в обществе. Мышление, которое часто опережает время, но вместе с тем и часто отстает от него. Изменения в домах и душах людей, которые никогда не могут быть взаимообусловлены намерениями, планами и цифрами. Потому что асе исходит от человека и направлено на человека, а человек, как известно, самое сложное, самое совершенное, а порой и несовершенное творение природы. И все это художник должен увидеть, ощутить, иногда даже прогнозировать…

 

Особого внимания заслуживают карикатуры Анастасова, посвященные нравственным проблемам социалистического общества, среди них много наполненных искренней и горячей заботы о формировании молодого человека. Алчность и стремление к быстрому «устройству» в жизни, бегство от труда — единственного насто¬ящего поля для развития и проявления личности, пристрастие ко всем большим материальным приобретениям — вот темы, которые в творчестве Анастасова отмечены сериями запоминающихся карикатур, И по повороту и раскрытию темы, и по художественному решению эти серии, как и все творчество художника, проникнуты подлинно болгарской спецификой. В то же время они понятны каждому, кто защищает принципы социалистической справедливости и человеческой правды, принципы революционной остроты и непримиримости, и в этом смысле карикатуры Анастасова ярко интернациональны. Анастасов долго и терпеливо «учился» рисовать, пока не стал законченным мастером со своим собственным графическим языком и стилем, со здоровым реалистическим ощущением материи, с которой он работает, с серьезным познаванием формы и закономерностей, о которых надо помнить при карикатурном деформиро¬вании. Его произведения с пол¬ным правом носят собственную марку «Г. А.» не только из-за идеи и темы, но и из-за рисунка, который узнается с первого взгляда, который принадлежит только ему. Впрочем, давайте, дорогой читатель, раскроем этот альбом и углубимся в оптимистический мир известного болгарского художника Георгия Анастасова, посмеемся и погорюем, ибо карикатура, как мы поняли, это не только смех и улыбки. Карикатура прежде всего — критика во имя добра.

 

Ясен Актов

 

Перевел с болгарского Л. Н. Черенков

 

Мастера советской карикатуры

 

Изд. «Советский художник», Москва, 1984 г.


Leave a Reply

14 + eleven =