Мельес Жорж / Méliès Georges

Родился в Париже в семье промышленника, воспитывался вместе со старшим братом — Гастоном. Будучи обеспеченным человеком, Мельес уделял много времени своим увлечениям, среди которых основное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. В качестве иллюзиониста он выступал в принадлежавшем ему театре «Робер-Уден». В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Не сумев купить у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор (он предлагал большие деньги, но Люмьеры отказали, так как пытались сохранить монополию на новое развлечение, полагая, что оно очень скоро выйдет из моды и нужно ковать железо, пока горячо), Мельес нашёл возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать.
 
 
Уже в 1896 году он нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах.
В 1897 году Мельес основал собственную студию «Стар фильм» (фр. Star Film) в своём поместье в Монтрё и начал активное производство короткометражных кинофильмов. Также снимал «псевдохронику» — постановочные сюжеты, воспроизводившие реальные события. Например, известны снятые им короткометражки «Дело Дрейфуса», «Коронация Эдуарда VII» (Le couronnement du roi Édouard VII, 1902) и другие. Для некоторых из них, как для «Извержения вулкана на Мартинике» (Éruption volcanique à la Martinique, 1902), Мельес также использовал спецэффекты.
 
С 1896 по 1913 год Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут (разные источники указывают от 517 до 666 фильмов), из которых сохранилось около 200. Пожалуй, из его работ наиболее известна комедия «Путешествие на Луну» (1902) — первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.
Мельес пытался зарабатывать, продавая кинотеатрам копии своих фильмов, но самый крупный рынок — американский — оказался для него закрыт, так как Томас А. Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм, в том числе фильмы Мельеса.[источник не указан 757 дней] В результате Мельес не получил практически ничего за показ своих фильмов в США и в 1914 году вынужден был продать студию. Негативы своих фильмов он в припадке ярости сжёг.
К 1909 году Мельес должен был отказаться от своей самостоятельности и начал работать для фирмы «Пате».
В 1925 году женился на Жанне д’Альси.
Мельес долгое время работал продавцом игрушек на Монпарнасе. О его вкладе в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Кинематографическое общество приютило его, совершенно разорённого, в замке Орли, где он и прожил остаток жизни.
Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником.
— Жорж Мельес
За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почётного легиона. Он закончил свои дни в пансионе для престарелых актёров в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Биография Жоржа Мельеса положена в основу снятого в 2011 году фильма «Хранитель времени». Роль самого Мельеса исполнил Бен Кингсли. В том же году Эрик Ланж и Серж Бромберг сняли документальный фильм «Чрезвычайное путешествие» (фр. «Le voyage extraordinaire»), посвящённый жизни и творчеству режиссёра.
 
Творческое наследие
На данный момент точно установить, сколько фильмов было снято Жоржем Мельесом, не представляется возможным. Историки кино называют различные цифры: так, Морис Бессп, Жозеф-Мария Ло Дюк и Марсель Лапьер называют цифру 4000[6], а Шарль Форд и Рене Жанн говорят о 1000 фильмах.
Жорж Садуль объясняет такое расхождение в цифрах тем, что в каталоге своих фильмов Мельес давал отдельный номер каждому отрезку плёнки длиной 20 метров вне зависимости от того, является этот кусок самостоятельным фильмом или же только его частью[6]. Все фильмы Жоржа Мельеса отличаются особой, непревзойденной эстетикой, полностью отвечавшей требованиям кинематографа того времени при том, что в техническом и художественном плане его фильмы превосходят все известные картины других режиссеров того времени. В наше время есть немало поклонников этого жанра, а также встречается немало пародий на его ранние картины.
Режиссёрский почерк
Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (всё действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера.
Умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ.
 
Фильмография
 
 
Кадр из фильма «Дело Дрейфуса»
Основная статья: Фильмография Жоржа Мельеса
1896 — Поливальщик / L’Arroseur
1896 — Ужасная ночь / Une nuit terrible
1896 — Замок дьявола / Le manoir du diable
1896 — Малыш и девочки / Bébé et fillettes
1897 — Заколдованная гостиница / L’auberge ensorcelée
1897 — Замок с привидениями / Le château hanté
1897 — Кабинет Мефистофеля / Le Cabinet de Méphistophélès (мистика)
1897 — Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
1897 — После бала / Après le bal (эротика)
1897 — Последний патрон / La dernière cartouche
1897 — Взятие Турнавоса / La Prise de Tournavos (батальный)
1897 — Между Дувром и Кале / Entre Calais et Douvres
1898 — Приключения Вильгельма Телля / Les Aventures de Guillaume Tell
1898 — Четырёхголовый человек / Un homme de têtes
1899 — Дело Дрейфуса / L’affaire Dreyfus
1899 — Золушка / Cendrillon
1899 — Молниеносные превращения / L’Homme Protée
1900 — Жанна д’Арк / Jeanne d’Arc
1900 — Человек-оркестр (фильм, 1900) / L’homme-orchestre
1901 — Человек с резиновой головой / L’homme à la tête de caoutchouc
1901 — Душ полковника / La douche de colonel’
1902 — Путешествие на Луну /Le Voyage dans la Lune
1902 — Извержение вулкана на Мартинике / Éruption volcanique à la Martinique
1902 — Робинзон Крузо / Les Aventures de Robinson Crusoé
1902 — Дьявол и статуя / L’Oeuf du sorcier ou L’oeuf magique prolifique
1903 — Гибель Фауста / La damnation de Faust
1903 — Меломан /Le mélomane
1903 — Монстр /Le monstre
1903 — В царстве фей / Le royaume des fées
1903 — Дьявольский кэк-уок / Le Cake-walk infernal
1904 — Путешествие через невозможное (Невероятное путешествие) /Le voyage à travers l’impossible
1904 — Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
1904 — Волшебный фонарь / La lanterne magicue
1905 — Рейс Париж — Монте-Карло /Le raid Paris-Monte Carlo en deux heures
1905 — Рождественский ангел / L’Ange de Noël
1906 — Поджигатели (История одного преступления) / Histoire d’un crime
1906 — Четыреста проделок дьявола / Les Quatre cents farces du diable
1906 — Мыльные пузыри / Les Bulles de savon animées
1907 — Гамлет / Hamlet
1907 — История цивилизации / La Civilisation à travers les âges
1907 — Туннель под Ла-Маншем, или Франко-английский кошмар / Tunnel sous la manche ou Le cauchemar franco-anglais
1907 — Двести миль под водой, или Кошмар рыболова / Deux Cents Milles sous les mers ou le Cauchemar d’un pêcheur
1908 — Рейд Париж — Нью-Йорк на автомобиле / Le Raid Paris-New York en automobile
1911 — Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les Aventures de baron de Munchhausen
1912 — Завоевание полюса /À la conquête du Pôle
1913 — Путешествие семьи Бурришон / Le Voyage de la famille Bourrichon
 
Интересные факты
В 1952 году во Франции был снят художественно-документальный фильм режиссёра Жоржа Франжу «Великий Мельес» (фр. «Le grand Melies»), в котором были изложены некоторые эпизоды биографии пионера кинематографии. Роль Мельеса сыграл его сын Андре Мельес. В фильме также снялись в ролях самих себя 87-летняя Жанна д’Альси и дочь Мельеса Мари-Жорж Мельес.[8]
Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса (англ. Melies Award). В разные годы этой награды были удостоены Роберт Абель (2005), Джон Лассетер (2006), Фил Типпет (2009), Эд Кэтмул (2010) и Дуглас Трамбал (2012).[9]
 


Leave a Reply

15 + twelve =