Топиков / Topikov

Карикатурист

 

В конце двадцатых годов появились в «Крокодиле» рисунки А.Топикова (Праведникова), работавшего в журнале в течение ряда лет. Его творчество вызвало в свое время ожесточенные споры. Широкие читательские круги отнеслись с интересом к его работам. Добивался этого Топиков необычайным правдоподобием своих рисунков, до мельчайших деталей копировавших изображаемый типаж.

 

А. Топиков является наиболее ярким представителем натуралистического направления в карикатуре. Его старомодные, зализанные, доведенные до предела «похожести» рисунки резко контрастировали с тонкой и ироничной условностью наших выдающихся мастеров. Вспоминаю, что Малютин, Бродаты, Козлинский, Ганф, Ротов резко отрицательно относились к работам Топикова и справедливо критиковали его стремление к иллюзорному воспроизведению действительности.

Особую популярность снискал рисунок Топикова («Крокодил», 1931), изображающий дородного попа, выезжающего на древней неграмотной старухе, перед глазами которой он держит икону. Праздничная ряса и нарядная епитрахиль выписаны с такими скрупулезными подробностями, что хочется потрогать их руками, а толстые румяные щеки попа, кажется, вот-вот лопнут, как спелые сливы. Но, конечно, стремление к такому нарочитому сходству только сглаживало критическое звучание рисунка, подменяя его мягкой улыбкой. Нельзя отказать в убедительности рисунку Топикова «Шкурник на стройке» (1931).

 

На фоне огромного строительства он изобразил крупным планом улыбающегося снабженца, уплетающего за обе щеки вкусное варенье. «Самое главное я уже достал. А бетон, лес, железо пускай заготовляют сами. Не могу же я заниматься мелочами!..» Так же детально, как и в рисунке с попом, выписана каждая черточка лица, начиная с обвислых щек и кончая огромным ухом, нарисованным тоже с такими подробностями, будто бы это не портрет человека, а портрет его левого уха.

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский “Смех сильных)(начало)


Leave a Reply

17 + 3 =