Художники журнала “Токмак”

Сатирический журнал «Токмак» выходит с февраля 1925 года. Он успел разменять шестой десяток. Но «Токмак» по-прежнему молод, бодр, зу¬баст. Вооруженный вместо меча пером, он всегда в пути, спешит дать бой всему отжившему. В переводе с туркменского «Токмак» значит «ко¬лотушка», и он действительно колотит то слегка, а то и весьма увеси¬сто.
Грозным оружием «Токмака» является смех — то веселый и добродуш¬ный, то иронический и язвительный. Не всякому по душе не только его смех, но иногда даже и улыбка. Смех «Токмака» обращен против носи¬телей вредных пережитков прошлого, тунеядцев, взяточников, пьяниц, лодырей, подхалимов…
Сила «Токмака» в его бескомпромиссности: все порочное он представ¬ляет отталкивающим, все смешное делает очевидным.
«Токмак» следует туркменской народной пословице — «лучше смеяться открыто, чем скрытно»,—это возвышает его авторитет в глазах читате¬лей, тем более почитателей юмора. Об этом говорит и все возрастаю¬щая из года в год популярность журнала. В 1925 году «Токмак» впер¬вые шагнул в жизнь 2100 экземплярами, а в 1975 году, к своему 50-лет¬нему юбилею — достиг 116000 экземпляров.
«Токмак» на протяжении своей полувековой истории сыграл важную роль не только в борьбе против старых, отживающих явлений и привы¬чек, но и в развитии новой социалистической культуры в республике. Он сыграл заметную роль в развитии жанра сатиры и юмора в турк¬менской советской литературе и изобразительном искусстве. Еще в дореволюционной классической литературе и фольклоре туркмен¬ского народа ярко развивалась сатира. Об этом говорят такие фольк¬лорные образы, как Мыралы, Алдар-Косе, Эпенди. В классической лите-ратуре возвышается величественная  фигура Кемине.  С  рождения журнала на его страницах выступали известные туркменские поэты и прозаики: Моллзмурт, Караджа Бурунов, Берды Кербабаев, Агахан Дурдыев, Ата Салих, Ата Копек Мерген, Нурберды Помма, Аман Кекилов, Чары Аширов, Дурды Агамамедов, Берды Солтанниязов. В наши дни на его страницах выступают Керим Курбаннепесов, Бердыназар Худайназаров, Мамед Сеидов, Тоушан Есенова. За 50 лет жизни у «Токмака» сфор¬мировался свой талантливый отряд сатириков,Зарождение и развитие реалистической графики, в том числе и кари-катуры, связано с установлением Советской власти в Туркмении. Нацио¬нальные кадры художников-сатириков объединились вокруг «Токмака». Они оттачивают свой карандаш, учатся меткости в попадании в цель. Художники-сатирики «Токмака» плодотворно осваивают прогрессивные традиции сатиры мирового и советского искусства.
Активно работают в журнале Единаэар Мухаммедов, Александр Смекалин, Нурмухаммет Бердыев, Артык Кулымов, Байрам Ходжамбаев, Какаджан Реджепов, Рахим Ишанкулиев, Зилзиля Солтанмурадов, Реджепмухаммед Бердыев, Атаджан Аширов.
Язык карикатуры интернационален, поэтому сатирические рисунки «Ток¬мака» доступны и понятны всем. Об этом говорят даже многочисленные рисунки без слов. Карикатуры «Токмака» не раз публиковались на стра¬ницах журналов  братских  республик,   «Крокодила».  Художники   «Токма¬ка» Н. Бердыев, К. Реджепов, А. Кулымов, X. Шахбердыев, Б. Ходжам¬баев   являются   участниками   Второй   международной   биеннале   карика¬туры и малой пластики в Габрове в мае—сентябре  1975 г.
Проводимые   ежегодно   конкурсы   карикатур   и   сатирических   рисунков способствуют усилению связи журнала с жизнью, с  читательским  акти¬вом. Письма, предложения, отклики, темы для рисунков, присылаемые в редакцию, — большое подспорье в работе коллектива «Токмака». Альбом знакомит читателя лишь с частью работ, выполненных туркмен¬скими   художниками-сатириками   за   последнее   время, но они дают пред¬ставление о характере их творчества. Представляем вам:
Атаджана Аширова
Нурмухаммета Бердыева
Реджепмухаммеда Бердыева
Рахима Ишанкулиева
Артыка Кулымова
Единазара Мухаммедова
Какаджана Реджепова
Александра Смекалина
Зилзиля Солтанмурадова
Байрама Ходжамбаева
и
Меджека Чарыева

Нуры Ходжамухамедов,
художник-искусствовед,
директор Государственного музея изобразительных
искусств Туркменской ССР
Издательство   «Советский   художник».   1978 г.
 


Художники журнала “Токмак”

Сатирический журнал «Токмак» выходит с февраля 1925 года. Он успел разменять шестой десяток. Но «Токмак» по-прежнему молод, бодр, зубаст. Вооруженный вместо меча пером, он всегда в пути, спешит дать бой всему отжившему. В переводе с туркменского «Токмак» значит «колотушка», и он действительно колотит то слегка, а то и весьма увесисто. Грозным оружием «Токмака» является смех — то веселый и добродушный, то иронический и язвительный. Не всякому по душе не только его смех, но иногда даже и улыбка. Смех «Токмака» обращен против носителей вредных пережитков прошлого, тунеядцев, взяточников, пьяниц, лодырей, подхалимов… Сила «Токмака» в его бескомпромиссности: все порочное он представляет отталкивающим, все смешное делает очевидным. «Токмак» следует туркменской народной пословице — «лучше смеяться открыто, чем скрытно»,—это возвышает его авторитет в глазах читателей, тем более почитателей юмора. Об этом говорит и все возрастающая из года в год популярность журнала. В 1925 году «Токмак» впервые шагнул в жизнь 2100 экземплярами, а в 1975 году, к своему 50-летнему юбилею — достиг 116000 экземпляров. «Токмак» на протяжении своей полувековой истории сыграл важную роль не только в борьбе против старых, отживающих явлений и привычек, но и в развитии новой социалистической культуры в республике. Он сыграл заметную роль в развитии жанра сатиры и юмора в туркменской советской литературе и изобразительном искусстве. Еще в дореволюционной классической литературе и фольклоре туркменского народа ярко развивалась сатира. Об этом говорят такие фольклорные образы, как Мыралы, Алдар-Косе, Эпенди. В классической литературе возвышается величественная фигура Кемине. С рождения журнала на его страницах выступали известные туркменские поэты и прозаики: Моллзмурт, Караджа Бурунов, Берды Кербабаев, Агахан Дурдыев, Ата Салих, Ата Копек Мерген, Нурберды Помма, Аман Кекилов, Чары Аширов, Дурды Агамамедов, Берды Солтанниязов. В наши дни на его страницах выступают Керим Курбаннепесов, Бердыназар Худайназаров, Мамед Сеидов, Тоушан Есенова. За 50 лет жизни у «Токмака» сформировался свой талантливый отряд сатириков,Зарождение и развитие реалистической графики, в том числе и карикатуры, связано с установлением Советской власти в Туркмении. Национальные кадры художников-сатириков объединились вокруг «Токмака». Они оттачивают свой карандаш, учатся меткости в попадании в цель. Художники-сатирики «Токмака» плодотворно осваивают прогрессивные традиции сатиры мирового и советского искусства. Активно работают в журнале Единаэар Мухаммедов, Александр Смекалин, Нурмухаммет Бердыев, Артык Кулымов, Байрам Ходжамбаев, Какаджан Реджепов, Рахим Ишанкулиев, Зилзиля Солтанмурадов, Реджепмухаммед Бердыев, Атаджан Аширов. Язык карикатуры интернационален, поэтому сатирические рисунки «Токмака» доступны и понятны всем. Об этом говорят даже многочисленные рисунки без слов. Карикатуры «Токмака» не раз публиковались на страницах журналов братских республик, «Крокодила». Художники «Токмака» Н. Бердыев, К. Реджепов, А. Кулымов, X. Шахбердыев, Б. Ходжам¬баев являются участниками Второй международной биеннале карикатуры и малой пластики в Габрове в мае—сентябре 1975 г. Проводимые ежегодно конкурсы карикатур и сатирических рисунков способствуют усилению связи журнала с жизнью, с читательским активом. Письма, предложения, отклики, темы для рисунков, присылаемые в редакцию, — большое подспорье в работе коллектива «Токмака». Альбом знакомит читателя лишь с частью работ, выполненных туркменскими художниками-сатириками за последнее время, но они дают представление о характере их творчества. Представляем вам:

Атаджана Аширова

Нурмухаммета Бердыева

Реджепмухаммеда Бердыева

Рахима Ишанкулиева

Артыка Кулымова

Единазара Мухаммедова

Какаджана Реджепова

Александра Смекалина

Зилзиля Солтанмурадова

Байрама Ходжамбаева

и Меджека Чарыева

Нуры Ходжамухамедов,

художник-искусствовед,

директор Государственного музея изобразительных

искусств Туркменской ССР

 

Издательство «Советский художник». 1978 г.


Leave a Reply

11 − six =