Художники журнала “Муштум” (“Кулак”)

Есть известная пословица: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Она содержит в себе глубокий смысл, но мне кажется, что в пословице говорится именно о карикатуре. Люди с кривой душой волей-неволей видят себя в подлинном свете на страницах газет и сатирических журна¬лов в виде карикатуры, и все их деяния, вся их сущность в этих изобра¬жениях.
Карикатура в узбекской печати появилась только после Великого Октяб¬ря. До революции не было ни одного органа сатирической печати и, ра¬зумеется — карикатуры. Национальная буржуазия, только что под¬нимающая голову,  до смерти боялась сатиры.
Суровые двадцатые годы. Старый мир свергнут, но он пока еще не сдался: он, преображаясь в тысячи разных обликов, старается возвра¬тить утраченную власть, повернуть историю вспять. Он предстает то в облике кровожадного басмача с английской пятизарядной в руке, то — кишлачного кулака, который держит остро отточенный нож за пазухой, то — в виде торговца-нэпмана, то ярого националиста. Но перед наро¬дом они скрывают свои настоящие цели, прикидываются его «друзьями», воют на каждом углу о «кончине веры», об «унижении нации». Однако как ни старались враги новой жизни — им это не удалось. Появилось волшебное зеркало, которое, срывая маски, показало народу их настоящие лица. Это был первый узбекский сатирический журнал «Муштум», («Кулак»).
Узбекская карикатура росла и мужала вместе с узбекской советской са¬тирической журналистикой, В творчестве первого художника «Муштума» И. Тули уже беспощадно разоблачались происки классовых врагов — баев, религиозных фанатиков, торгашей, буржуазных националистов. Во второй половине двадцатых годов в журнал пришли В. Николаев (Усто Мумин), В. Рождественский, Р. Неклюдов, М. Воробейчиков, В. Еремян, В. Одилов, И. Икремов и другие художники. Карикатура «Муштума» стала политически острой, целенаправленной, в ней нашли свое отражение самые важные события эпохи — борьба за коллективи¬зацию сельского хозяйства, создание социалистической индустрии, куль¬турная революция, борьба за раскрепощение женщин. Карикатуристы как боевые помощники Коммунистической партии активно способствовали делу укрепления социалистических основ новой жизни, делу искорене¬ния пережитков, мешающих движению вперед. Узбекская советская ка¬рикатура успешно развивалась. С каждым днем увеличивалась сила ее воздействия.
В годы Великой Отечественной войны вместе со всеми работниками со¬ветской печати карикатуристы Узбекистана направили свое острое идео¬логическое оружие против врага. Они, сотрудничая на страницах респуб¬ликанских и фронтовых газет, создали много острых карикатур, разоб¬лачающих античеловеческую идеологию фашизма. В это время в Таш¬кенте действовало «Окно УзТАГа» по образцу «Окон ТАСС», и карикату¬ры, помещенные в них, зажигали в сердцах народа гнев и ненависть к фашистским головорезам.
После войны узбекская сатирическая графика обогатилась новыми име¬нами. Это художники Л. Абдуллаев, Д. Синицкий, С. Марфин, Б, Жуков, Н. Леушин, В. Евенко, В. Кайдалов, С. Мальт, Н. Меламед и другие. Чита¬тели журнала хорошо помнят лучшие карикатуры послевоенного перио¬да — острые, лаконичные и актуальные рисунки М. Воробейчикова, вы¬смеивающие религиозный дурман и другие пережитки прошлого, кари¬катурь! Л. Абдуллаева — выполненные с тонким национальным колори¬том, острые, политические плакаты Б, Жукова, юмористические рисун¬ки   Д.   Синицкого.
Развернутое коммунистическое строительство, исторические решения съездов Коммунистической партии поставили перед узбекскими графи¬ками-сатириками новые задачи. Тематический диапазон «Муштума» еще более расширился, охватывая многие важные стороны народного хозяй¬ства, культурной жизни, вопросы коммунистического воспитания. В послевоенное время при редакции «Муштума» был создан кружок молодых карикатуристов. К отряду художников присоединились Т. Му¬хаммедов, А Халиков, Н. Ибрагимов, А. Камбаров, В. Думкик, Л. Шарифжанова, Ф. Кагаров и другие представители талантливой молоде¬жи. Они внесли в свой жанр много творчески нового.
Тельман Мухаммедов был известен как самобытный мастер карикатурь!. Его сатирические типажи выделялись среди произведений других худож¬ников. Талантливый художник, проживший короткую жизнь, своим не¬повторимым искусством оставил неизгладимый след в узбекской кари¬катуре. Если художники Н. Ибрагимов и А. Халиков известны как мастера острых бичующих карикатур и плакатов, то молодые художники А. Кам¬баров, В. Думкин, С. Субханов обладают тонким юмористическим даром.
Позже в журнал пришли Дж. Умарбеков, А. Гулямов, Т. Ходжакулова, А. Джаббаров, К. Талипов и ряд других талантливых молодых художни¬ков.  При редакции постоянно   действует семинар молодых карикатуристов. Созданный по инициативе главного редактора журнала Ибрагима Рахима художественный совет способствует творческому росту худож¬ников-карикатуристов. Главный художник «Муштума» А. Халиков стал их добрым наставником.
Журнал «Муштум», отметивший праздник пятидесятилетия и тысячного номера, всегда начеку. Вместе с журналистами, поэтами и писателями его художники-карикатуристы готовы к выполнению больших задач, стоящих перед советской печатью. Его волшебное зеркало всегда точно находит свои «объекты» -— лодырей, тунеядцев, подхалимов, бюро¬кратов, пьяниц и других носителей пороков, которые чужды нашей дей¬ствительности, выставляет их кривые рожи напоказ, беспощадно высмеивает их и тем самым помогает искоренению отрицательных явлений. Не остаются в стороне и происки империалистов — врагов мира и со¬циализма.
Перелистывая эту книжку, вы ознакомитесь с некоторыми образцами творчества художников-карикатуристов «Муштума».

Мухтар Худайкулов
Издательство «Советский художник». 1981 г.
 


Художники журнала “Муштум” (“Кулак”)

Есть известная пословица: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Она содержит в себе глубокий смысл, но мне кажется, что в пословице говорится именно о карикатуре. Люди с кривой душой волей-неволей видят себя в подлинном свете на страницах газет и сатирических журналов в виде карикатуры, и все их деяния, вся их сущность в этих изображениях. Карикатура в узбекской печати появилась только после Великого Октяб¬ря. До революции не было ни одного органа сатирической печати и, разумеется — карикатуры. Национальная буржуазия, только что поднимающая голову, до смерти боялась сатиры. Суровые двадцатые годы. Старый мир свергнут, но он пока еще не сдался: он, преображаясь в тысячи разных обликов, старается возвратить утраченную власть, повернуть историю вспять. Он предстает то в облике кровожадного басмача с английской пятизарядной в руке, то — кишлачного кулака, который держит остро отточенный нож за пазухой, то — в виде торговца-нэпмана, то ярого националиста. Но перед народом они скрывают свои настоящие цели, прикидываются его «друзьями», воют на каждом углу о «кончине веры», об «унижении нации». Однако как ни старались враги новой жизни — им это не удалось. Появилось волшебное зеркало, которое, срывая маски, показало народу их настоящие лица. Это был первый узбекский сатирический журнал «Муштум», («Кулак»). Узбекская карикатура росла и мужала вместе с узбекской советской сатирической журналистикой, В творчестве первого художника «Муштума» И. Тули уже беспощадно разоблачались происки классовых врагов — баев, религиозных фанатиков, торгашей, буржуазных националистов. Во второй половине двадцатых годов в журнал пришли В. Николаев (Усто Мумин), В. Рождественский, Р. Неклюдов, М. Воробейчиков, В. Еремян, В. Одилов, И. Икремов и другие художники. Карикатура «Муштума» стала политически острой, целенаправленной, в ней нашли свое отражение самые важные события эпохи — борьба за коллективизацию сельского хозяйства, создание социалистической индустрии, культурная революция, борьба за раскрепощение женщин. Карикатуристы как боевые помощники Коммунистической партии активно способствовали делу укрепления социалистических основ новой жизни, делу искоренения пережитков, мешающих движению вперед. Узбекская советская карикатура успешно развивалась. С каждым днем увеличивалась сила ее воздействия. В годы Великой Отечественной войны вместе со всеми работниками со¬ветской печати карикатуристы Узбекистана направили свое острое идео¬логическое оружие против врага. Они, сотрудничая на страницах республиканских и фронтовых газет, создали много острых карикатур, разоблачающих античеловеческую идеологию фашизма. В это время в Ташкенте действовало «Окно УзТАГа» по образцу «Окон ТАСС», и карикатуры, помещенные в них, зажигали в сердцах народа гнев и ненависть к фашистским головорезам. После войны узбекская сатирическая графика обогатилась новыми именами. Это художники Л. Абдуллаев, Д. Синицкий, С. Марфин, Б, Жуков, Н. Леушин, В. Евенко, В. Кайдалов, С. Мальт, Н. Меламед и другие. Читатели журнала хорошо помнят лучшие карикатуры послевоенного периода — острые, лаконичные и актуальные рисунки М. Воробейчикова, высмеивающие религиозный дурман и другие пережитки прошлого, карикатурь! Л. Абдуллаева — выполненные с тонким национальным колоритом, острые, политические плакаты Б, Жукова, юмористические рисунки Д. Синицкого. Развернутое коммунистическое строительство, исторические решения съездов Коммунистической партии поставили перед узбекскими графиками-сатириками новые задачи. Тематический диапазон «Муштума» еще более расширился, охватывая многие важные стороны народного хозяйства, культурной жизни, вопросы коммунистического воспитания. В послевоенное время при редакции «Муштума» был создан кружок молодых карикатуристов. К отряду художников присоединились Т. Мухаммедов, А Халиков, Н. Ибрагимов, А. Камбаров, В. Думкик, Л. Шарифжанова, Ф. Кагаров и другие представители талантливой молодежи. Они внесли в свой жанр много творчески нового. Тельман Мухаммедов был известен как самобытный мастер карикатурь!. Его сатирические типажи выделялись среди произведений других художников. Талантливый художник, проживший короткую жизнь, своим неповторимым искусством оставил неизгладимый след в узбекской карикатуре. Если художники Н. Ибрагимов и А. Халиков известны как мастера острых бичующих карикатур и плакатов, то молодые художники А. Камбаров, В. Думкин, С. Субханов обладают тонким юмористическим даром. Позже в журнал пришли Дж. Умарбеков, А. Гулямов, Т. Ходжакулова, А. Джаббаров, К. Талипов и ряд других талантливых молодых художников. При редакции постоянно действует семинар молодых карикатуристов. Созданный по инициативе главного редактора журнала Ибрагима Рахима художественный совет способствует творческому росту художников-карикатуристов. Главный художник «Муштума» А. Халиков стал их добрым наставником. Журнал «Муштум», отметивший праздник пятидесятилетия и тысячного номера, всегда начеку. Вместе с журналистами, поэтами и писателями его художники-карикатуристы готовы к выполнению больших задач, стоящих перед советской печатью. Его волшебное зеркало всегда точно находит свои «объекты» -— лодырей, тунеядцев, подхалимов, бюро¬кратов, пьяниц и других носителей пороков, которые чужды нашей действительности, выставляет их кривые рожи напоказ, беспощадно высмеивает их и тем самым помогает искоренению отрицательных явлений. Не остаются в стороне и происки империалистов — врагов мира и социализма. Перелистывая эту книжку, вы ознакомитесь с некоторыми образцами творчества художников-карикатуристов «Муштума».

 

Мухтар Худайкулов

Издательство «Советский художник». 1981 г.


Leave a Reply

10 + seventeen =