Художники журнала “Молла Насреддин”

Сатирическая журналистика и сатирическая графика Азербайджана сво¬им развитием во многом обязаны возникновению в Закавказье в период первой русской революции 1905—1907 годов революционно-демократи¬ческой  печати  и особенно рождению сатирического журнала «Молла Насреддин» (издавался в Тифлисе). Журнал вел беспощадную борьбу с национально-колониальным  гнетом  царизма,  мракобесием и фанатиз¬мом  духовенства, подвергал разящей   критике  продажность, национа¬лизм буржуазной идеологии, будил общественное сознание, пропаган¬дируя необходимость социальных перемен, народного просвеще¬ния, раскрепощения женщин. «Молла Насреддин» сплотил вокруг себя талантливый коллектив прогрессивных деятелей литературы и искусства. Душой  журнала  был  Джалил Мамедкули-заде, мастер  остросатириче¬ских коротких рассказов и фельетонов, активными сотрудниками — поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, писатели Абдурагимбек Ахвердов, Мамед Сеид Ордубады, Алигули Гемгюсар,  Али Назми, Сулейман Сани Ахундов. Художниками журнала были Оскар Шмерлинг, Иосиф Роттер, Азим Азим-заде. На страницах демократической печати  вырос в идей¬ном и профессиональном отношении и стал самобытным мастером сати¬рической графики подлинно народный художник Азербайджана, осново¬положник  азербайджанской сатирической  графики  Азим  Азим-эаде. Острая характерность персонажей, достоверность деталей народного быта, народное в своих истоках колористическое богатство придают его работам национальное своеобразие. Дальнейшее развитие таланта Азим-заде получил в условиях социалистического строя. Свыше полуто¬ра тысяч карикатур, сатирических и агитационных плакатов и иллюстра¬ций — таков итог его работы в «Молла Насреддине» советского периода. Развиваясь в общем русле советского реалистического искусства, попол¬няя свои ряды талантливыми питомцами художественных учебных заве¬дений страны, азербайджанская сатирическая графика, сохраняя нацио¬нальные традиции, набирала силу и активно участвовала в строительст¬ве новой жизни. Нынешнему подъему и расцвету сатирической графики Азербайджана, имеющей славные и богатые традиции, способствовало создание в 1952 году сатирического журнала «Кирпи» («Еж»), сплотив¬шего вокруг себя таких активно работающих в жанре карикатуры масте¬ров изобразительного искусства, как И. Наджафкули (со дня основания журнала его главный художник), А. Кулиев, П. Шандин, 3. Керимбейли, Г. Ахвердиев, Ф. Алиев, В.Татаринцев, М. Исмаилоглы, В. Тернавский, А. Зейналов, Р. Кулиев, А. Анисимов и др. Наследник тра¬диций первого азербайджанского сатирического журнала «Молла Нас¬реддин» (1906—1931), младший брат «Крокодила», вот уже более чет¬верти века живет и работает «Кирпи». Работает с «огоньком» и задором, напористо и бесстрашно. Сохраняя национальное своеобразие и перени¬мая опыт боевой сатиры братских республик, он на передней  линии борьбы со всем, что еще мешает поступательному движению советско¬го общества, острием своих игл разя бюрократов и подхалимов, лентя¬ев и тунеядцев, мещанство и пошлость, косность и равнодушие. Боль¬шой отряд одаренных художников,  постоянно работающих в «Кирпи», пользуется заслуженной известностью не только в республике, но и да-леко за ее пределами. Многие из авторов  «Кирпи» — неоднократные участники и призеры международных выставок и конкурсов сатиры.

М. Литвин
Издательство  «Советский  художник» 1979 г.
 


Художники журнала “Молла Насреддин”

Сатирическая журналистика и сатирическая графика Азербайджана своим развитием во многом обязаны возникновению в Закавказье в период первой русской революции 1905—1907 годов революционно-демократической печати и особенно рождению сатирического журнала «Молла Насреддин» (издавался в Тифлисе). Журнал вел беспощадную борьбу с национально-колониальным гнетом царизма, мракобесием и фанатизмом духовенства, подвергал разящей критике продажность, национа¬лизм буржуазной идеологии, будил общественное сознание, пропагандируя необходимость социальных перемен, народного просвещения, раскрепощения женщин. «Молла Насреддин» сплотил вокруг себя талантливый коллектив прогрессивных деятелей литературы и искусства. Душой журнала был Джалил Мамедкули-заде, мастер остросатирических коротких рассказов и фельетонов, активными сотрудниками — поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, писатели Абдурагимбек Ахвердов, Мамед Сеид Ордубады, Алигули Гемгюсар, Али Назми, Сулейман Сани Ахундов. Художниками журнала были Оскар Шмерлинг, Иосиф Роттер, Азим Азим-заде. На страницах демократической печати вырос в идейном и профессиональном отношении и стал самобытным мастером сатирической графики подлинно народный художник Азербайджана, основоположник азербайджанской сатирической графики Азим Азим-эаде. Острая характерность персонажей, достоверность деталей народного быта, народное в своих истоках колористическое богатство придают его работам национальное своеобразие. Дальнейшее развитие таланта Азим-заде получил в условиях социалистического строя. Свыше полутора тысяч карикатур, сатирических и агитационных плакатов и иллюстраций — таков итог его работы в «Молла Насреддине» советского периода. Развиваясь в общем русле советского реалистического искусства, пополняя свои ряды талантливыми питомцами художественных учебных заведений страны, азербайджанская сатирическая графика, сохраняя национальные традиции, набирала силу и активно участвовала в строительстве новой жизни. Нынешнему подъему и расцвету сатирической графики Азербайджана, имеющей славные и богатые традиции, способствовало создание в 1952 году сатирического журнала «Кирпи» («Еж»), сплотившего вокруг себя таких активно работающих в жанре карикатуры масте¬ров изобразительного искусства, как И. Наджафкули (со дня основания журнала его главный художник), А. Кулиев, П. Шандин, 3. Керимбейли, Г. Ахвердиев, Ф. Алиев, В.Татаринцев, М. Исмаилоглы, В. Тернавский, А. Зейналов, Р. Кулиев, А. Анисимов и др. Наследник традиций первого азербайджанского сатирического журнала «Молла Насреддин» (1906—1931), младший брат «Крокодила», вот уже более четверти века живет и работает «Кирпи». Работает с «огоньком» и задором, напористо и бесстрашно. Сохраняя национальное своеобразие и перенимая опыт боевой сатиры братских республик, он на передней линии борьбы со всем, что еще мешает поступательному движению советского общества, острием своих игл разя бюрократов и подхалимов, лентяев и тунеядцев, мещанство и пошлость, косность и равнодушие. Большой отряд одаренных художников, постоянно работающих в «Кирпи», пользуется заслуженной известностью не только в республике, но и да-леко за ее пределами. Многие из авторов «Кирпи» — неоднократные участники и призеры международных выставок и конкурсов сатиры.

 

М. Литвин

Издательство «Советский художник» 1979 г.


Художники журнала “Молла Насреддин”

Сатирическая журналистика и сатирическая графика Азербайджана своим развитием во многом обязаны возникновению в Закавказье в период первой русской революции 1905—1907 годов революционно-демократической печати и особенно рождению сатирического журнала «Молла Насреддин» (издавался в Тифлисе). Журнал вел беспощадную борьбу с национально-колониальным гнетом царизма, мракобесием и фанатизмом духовенства, подвергал разящей критике продажность, национализм буржуазной идеологии, будил общественное сознание, пропагандируя необходимость социальных перемен, народного просвещения, раскрепощения женщин. «Молла Насреддин» сплотил вокруг себя талантливый коллектив прогрессивных деятелей литературы и искусства. Душой журнала был Джалил Мамедкули-заде, мастер остросатирических коротких рассказов и фельетонов, активными сотрудниками — поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, писатели Абдурагимбек Ахвердов, Мамед Сеид Ордубады, Алигули Гемгюсар, Али Назми, Сулейман Сани Ахундов. Художниками журнала были Оскар Шмерлинг, Иосиф Роттер, Азим Азим-заде. На страницах демократической печати вырос в идей¬ном и профессиональном отношении и стал самобытным мастером сатирической графики подлинно народный художник Азербайджана, основоположник азербайджанской сатирической графики Азим Азим-эаде. Острая характерность персонажей, достоверность деталей народного быта, народное в своих истоках колористическое богатство придают его работам национальное своеобразие. Дальнейшее развитие таланта Азим-заде получил в условиях социалистического строя. Свыше полутора тысяч карикатур, сатирических и агитационных плакатов и иллюстраций — таков итог его работы в «Молла Насреддине» советского периода. Развиваясь в общем русле советского реалистического искусства, пополняя свои ряды талантливыми питомцами художественных учебных заведений страны, азербайджанская сатирическая графика, сохраняя национальные традиции, набирала силу и активно участвовала в строительстве новой жизни. Нынешнему подъему и расцвету сатирической графики Азербайджана, имеющей славные и богатые традиции, способствовало создание в 1952 году сатирического журнала «Кирпи» («Еж»), сплотившего вокруг себя таких активно работающих в жанре карикатуры мастеров изобразительного искусства, как И. Наджафкули (со дня основания журнала его главный художник), А. Кулиев, П. Шандин, 3. Керимбейли, Г. Ахвердиев, Ф. Алиев, В.Татаринцев, М. Исмаилоглы, В. Тернавский, А. Зейналов, Р. Кулиев, А. Анисимов и др. Наследник традиций первого азербайджанского сатирического журнала «Молла Нас¬реддин» (1906—1931), младший брат «Крокодила», вот уже более четверти века живет и работает «Кирпи». Работает с «огоньком» и задором, напористо и бесстрашно. Сохраняя национальное своеобразие и перенимая опыт боевой сатиры братских республик, он на передней линии борьбы со всем, что еще мешает поступательному движению советско¬го общества, острием своих игл разя бюрократов и подхалимов, лентяев и тунеядцев, мещанство и пошлость, косность и равнодушие. Большой отряд одаренных художников, постоянно работающих в «Кирпи», пользуется заслуженной известностью не только в республике, но и далеко за ее пределами. Многие из авторов «Кирпи» — неоднократные участники и призеры международных выставок и конкурсов сатиры.

М. Литвин

Издательство «Советский художник» 1979 г.


Leave a Reply

fourteen − four =