Карикатура. Из подборки открыток Русские сатирические рисунки начала ХХ века.

 

Карикатура— «социально значительное и полезнейшее искусство»

 

М. Горький («Правда» № 30, 1932 г.)

«Карикатура» в первоначальном узком значении — художественный прием, заключающийся в нарочитом преувеличении или искажении изображаемого с целью произвести комический эффект.
В настоящее время под карикатурой понимается сатирическое изображение, имеющее своей целью критическую оценку того или иного политического или бытового явления, носящего отрицательный характер.

Особенно широкое распространение сатирические изображения получили в графике – газетной и журнальной. Как правило, сатирический рисунок сопровождается кратким текстом, усиливающим и раскрывающим существо изображения.

В России первые сатирические рисунки появляются в середине XVIII века в лубочных картинках.
Объектами сатиры были помещики, духовенство, старый суд, а позднее купечество.

Зачинателем русской художественной карикатуры является А. Венецианов, осуществивший издание первого периодического сатирического издания — «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». В журнале проводилась резкая критика высшего чиновного дворянства. По приказу Александра I журнал был уничтожен.

Подъем политической сатиры начинается с Отечественной войны 1812 года и достигает своего расцвета с ростом освободительного движения.

Демократическое движение 1860—1860-х годов способствовало дальнейшему развитию изобразительной сатиры. Передовые журналы того времени «Искра» Н. А. Степанова и «Гудок» Н. В. Иевлева публикуют рисунки, обличающие самодержавный строй и его приспешников. Даже в такой строго охраняемый цензурными держимордами «заповедник», как лубочная картинка, проникает дух обличительства. Появляется целый ряд листов, разоблачающих взяточничество, волокиту, отражающих бесправное положение русской женщины и пр.

Традицию Н. Степанова и Н. Иевлева продолжает с 1880-х годов художник-любитель М. М. Чемоданов, по профессии врач-стоматолог. Его острый карандаш отзывался на все политические события, вплоть до революции 1906 года. Он выпустил большую серию сатирических рисунков, бичующих царское правительство и его наемников, пытавшихся в потоках крови потопить мощное народное движение. Эти рисунки в больших количествах распространялись нелегально.

В журналах „Осколки”, „Будильник” в 1890-х годах наряду с бытовыми юмористическими рисунками появляются острые карикатуры на международные темы, а также карикатуры, в которых показаны тяжелые стороны жизни рабочих, дикие нравы провинции и т. д.

В дни революции 1905—1907 годов прогрессивная политическая карикатура заговорила полным голосом. Выпускалось большое число сатирических журналов («Жупел», «Пулемет», «Жало», «Адская почта», «Стрелы» и др.). В наиболее передовой группе журналов приняли участие крупнейшие русские художники, создавшие ряд острых, насыщенных едким сарказмом карикатур. Многие из этих художников продолжали работать после победы Великой Октябрьской революции (И. Билибин, М. Добужинский, Д. Кардовский, Е. Лансере, Д. Моор и др.).

Годы реакции, последовавшие за революцией 1905 года, драконовские законы против печати не могли не наложить своего отпечатка на характер русской карикатуры. На некоторое время тематика юмористических журналов приобретает характер беззлобного зубоскальства и бытового юмора.

Однако уже перед первой мировой войной политическая сатира, хотя и робко, начинает поднимать голову.
Наряду с поверхностной либеральной юмористикой некоторым художникам удавалось изредка помещать в журналах политически заостренные рисунки. Некоторые из этих художников (В. Лебедев, В. Дени, А. Радаков, Н. Радлов и др.) впоследствии вошли в первые ряды советских мастеров политической сатиры.
В годы первой мировой войны, в предреволюционные годы острие политической сатиры было направлено не только против главарей военной агрессии и „героев тыла”, но и на разоблачение социальных несправедливостей и типических пороков прогнившего царского строя.

 

С. КЛЕПИКОВ

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com
 


Leave a Reply

1 × 2 =